История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
7. Республиканский период в истории Древнего Рима (VI-I вв. до н.э.)
Патриции свергли Тарквиния Гордого и положили начало республике. На становление Римской республики решающее влияние оказали два процесса: борьба патрициев и плебеев и завоевание Римом Италии. К III в. до н.э. завершилось складывание социальной структуры общества и определились границы центральной части Римской державы.
В римской республике соединились традиции монархии, аристократии и демократии. Продолжением монархических традиций стала власть выборных консулов, имевших свиту из телохранителей, предводительствовавших в войске и выполнявших функции жрецов. Во главе государства встали два консула, избиравшиеся народным собранием римских граждан на один год. Они унаследовали от царей символ высшей исполнительной и судебной власти в мирное время и командование войсками — в военное. Хранителем аристократических принципов выступал Сенат. В него входили 300 знатных римских граждан (и патрициев и плебеев). Сенат был постоянно действующим органом, и ни один закон не принимался без его ведома. Также Сенат контролировал казну, руководил ходом военных действий и от лица государства осуществлял внешнюю политику. Воплощением демократических ценностей было народное собрание. С 494 г. до н.э. оно стало избирать трибунов — защитников прав плебеев, которые могли принимать постановления — плебисциты, обладавшие рекомендательной силой (с III в. до н.э. приравненные к законам).
Новым явлением государственного устройства Рима периода республики стали магистраты — высшие выборные должности, исполнение которых было безвозмездным. Магистрат обладал личной неприкосновенностью, правовым иммунитетом на время исполнения должности, мог инициировать законопроекты, народные собрания и даже заседания сената. Все должности были срочными. По окончании срока полномочий магистраты давали отчеты перед Сенатом и проходили проверку.
Первое место среди магистратов республики занимали 2 консула. Они обладали высшей военной, гражданской и сакральной властью. Вслед за ними стояли 2 претора. Им предоставлялась военная власть над городской милицией, гражданская власть в пределах города Рима и ближайшей округи и судебная власть; именно преторы принимали иски и определяли судью для разбора дела. Особое место среди магистратов занимали 2 цензора. Они избирались только из тех граждан, которые достойно исполнили должность консула. Главная их функция — проведение переписи римских граждан и определение их ценза для распределения по классам. Они же вели список сенаторов и осуществляли замещение вакансий в Сенате. Цензоры обладали полномочиями контролировать нравственность общества и имели право понижать гражданскую правоспособность римлян за бесчестные поступки, отсутствие патриотизма, супружескую измену, уклонение от воспитания детей и т.д. (лишать права занимать должности, права голоса и т.п.). Особым статусом обладали 2 трибуна. Право неприкосновенности распространялось не только на личность трибуна, но и на его жилище, двери которого были открыты день и ночь для каждого, даже преследуемого плебея. Трибун имел также право абсолютного veto, т.е. отвода или отмены любого законопроекта. Трибун мог арестовать любое должностное лицо, если его действия угрожали интересам плебеев; он мог наложить мораторий на государственную казну, запретив выдачу денег; он обеспечивал адвокатскую защиту обвиняемых плебеев.
Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV в. до н.э. В 451 г. до н.э. создан первый свод законов римлян — «Законы XII таблиц», их добились восставшие плебеи. Теперь суд вершился по четко установленным нормам и правилам.
С момента провозглашения республики Рим вел непрерывные завоевательные войны с соседними племенами латинян, италиков, греков, колонизовавших Юг Италии. Все граждане от 17 до 46 лет обязывались по приказу консула являться для участия в военном походе, вооруженные за свой счет. В 264 г. до н.э. высадка римлян на Сицилии привела к началу Пунических войн (264-146 гг. до н.э.)с финикийцами. Рим вышел абсолютным победителем в войне, сокрушив финикийскую державу и уничтожив ее столицу — Карфаген. Из Пунических войн Римская республика вышла мировой державой, установившей господство во всем Средиземноморье. Во II в. до н.э. Рим завоевал Грецию, Испанию, Галлию, Гельвецию; в I в. до н.э. Риму покорились Понтийское царство в Причерноморье, Армения, Сирия, Киликия, Палестина, германцы на побережье Северного моря и бритты. Римская республика достигла наибольшего могущества.
Активно осваивается эллинская культура. Богатые люди посылают своих сыновей на учебу в Афины, Эфес и др. города. Римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. В мифологии особое место занимает «римская идея» — владение и власть над всем миром, «Рим — центр мира», «Рим — вечный город».
Рим стал родиной новой науки — юриспруденции. В I в. возникли правоведческие школы. Во II-III вв. сформировалось классическое римское право, в котором были разработаны частное и публичное право, основные правовые категории и понятия. Была разработана теория собственности. Уже в царский и раннереспубликанский периоды существовало представление о собственности римских граждан. В императорский период сложилось понятие частной собственности, под которой понималось полное право лица над вещью, а именно право владения, пользования и распоряжения. В Древнем Риме были выработаны основные виды договоров и контрактов: купля-продажа, наем, залог, ссуда, хранение, аренда, товарищество, поручение, узуфрукт, сервитут и др. Все они и сегодня имеют значение в экономической жизни.
Римлянам принадлежит заслуга во введении единого универсального средства обмена, общего на всем пространстве республики, а затем и империи.
Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, юрист, философ, писатель. Его творчество открыло эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.
В соответствии с практическими целями развивалось римское образование. Во II-I вв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования с определенными особенностями: математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим; языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей; на высшей стадии обучения особое внимание уделяется не философии, а риторике. В республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7-12 лет, грамматическая школа для юношей 12-16 лет и риторическая школа для молодых людей 16-20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам.
В архитектуре римляне стремились подчеркнуть силу и величие государства. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место занимали общественные сооружения, рассчитанные на большие массы людей: форумы (площадь и рынок, являвшиеся центром культурной жизни), базилики (здания, где совершались торговые сделки и вершился суд), амфитеатры (место гладиаторских боев), цирки (где происходили соревнования колесниц), термы (комплекс сооружений, включавший в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок). Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений стало возможным благодаря новой конструктивной системы — монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором — бетоном, появившимся в Ш в. до н.э.
С первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевания народов всегда сопровождались грабежом их художественных произведений. Рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой пластики. Они стали авторами жанра скульптурного портрета. Здесь наиболее ярко проявился реализм, наблюдательность римских ваятелей.
Развитие римской литературы также началось с подражания греческим оригиналам. Предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. 240 г. до н.э. считается годом рождения римской литературы, когда Ливий Андроник, грек по происхождению, представил свои переводы на латинский язык греческих трагедий и комедий.