История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
Арабы отличались особой открытостью к усвоению лучших достижений прежних культур. Арабские ученые и инженеры унаследовали ближневосточные технологии обработки железа, получения стали. Они создали новую марку сверхпрочной стали — булат. Арабские алхимики научились получать селитру (азотнокислый калий), выявили ее взрывчатые свойства и намного раньше европейцев пришли к созданию пороха. Известно, что арабы использовали артиллерию во время штурма испанских городов. Само слово «алхимия» арабского происхождения. Арабы раньше европейцев научились изготавливать бумагу, использовать компас и делать компасные карты.
Арабы усвоили технику мореплавания своих предшественников и превратились в один из самых развитых морских народов того времени. Арабские мореходы знали акватории Индийского и Тихого океанов, они доходили до Китая и Японии, знали острова Полинезии, были знакомы с маршрутами плавания вдоль Африки.
Важные открытия были сделаны и в сельском хозяйстве. При Аббасидах была усовершенствована сооруженная в древности сеть колодцев, подземных каналов и водяных мельниц; были введены новые методы разведения крупного рогатого скота; получило развитие хлопководство; у китайцев было заимствовано искусство бумажного производства
В развитии наук исключительная роль принадлежала «Дому мудрости», своеобразной мусульманской академии, созданной в конце VIII в. Здесь были выполнены переводы с греческого языка на арабский лучших античных сочинений по математике, геометрии, астрономии. Арабы восприняли индийское счисление, несколько изменили его и ввели в обиход во всем мусульманском мире от Индии до Пиренеев. В конце VIII-первой половине IX вв. арабские ученые впервые в мире построили обсерваторию и создали астроляб. В сфере медицины они проводили исследования и эксперименты в таких ее областях как диетология, фармакология, хирургия и анатомия. В химии, одной из отраслей существовавшей тогда науки алхимии, они работали над исследованием широкого круга минеральных и сложносоставных веществ.
Мусульманские мыслители пришли к выдающимся достижениям в сфере гуманитарных наук. Само понятие гуманизм было введено великим персидским поэтом и прозаиком, мыслителем Саади (1203-1292 гг.), творения которого стали первыми мусульманскими произведениями, известными в Европе. Мусульманские ученые подняли целый ряд общемировоззренческих вопросов, вызвавших большие дискуссии. К числу таких вопросов относится один из основных в исламе догмат абсолютного предопределения Богом всех действий человека, его жизни в целом. Естественно, что этот догмат, при его однозначной интерпретации, делает проблематичным ответственность человека за свои поступки, остро ставит проблему свободы воли человека.
Нетрадиционные ответы давали на многие вопросы исмаилиты. На систему их взглядов оказали влияние индийская и иранская культуры. Исмаилиты исходили из представлений о переселении душ после смерти людей в зависимости от их греховности в других людей, животных и даже предметы неорганической природы. Из неоплатонизма они заимствовали идеи о порождении Богом мирового разума, от которого в свою очередь происходит мировая душа, которая в свою очередь порождает и оживотворяет природу и воплощается в пророков.
Суфии также исходили из идеи эманации (т.е. истечения) божественного в материальный, природный мир. По учению суфиев, земным воплощением божественной сущности могут стать души самих верующих. В соответствии с этим суфии разработали концепцию «совершенного человека», которому при соблюдении определенных требований открывается путь к непосредственному общению с Богом. С суфизмом связано и своеобразное монашество ислама — дервиши, проводившие жизнь в бедности, молитвах, странствиях и непрестанном чтении священных текстов.
К числу классиков мусульманской средневековой философии в первую очередь следует отнести аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сину (Авиценна), Ибн Рушда (Аверроэс), аль-Хорезми.
Творчество Ибн Сины (980-1037 гг.) представляет собой вершину средневековой философии. Его литературное наследие огромно, оно насчитывает более 300 работ. Главным философским произведением Ибн Сины является «Книга исцелений», состоящая из 18 томов. Другим фундаментальным трудом стал всемирно известный «Канон врачебной науки» в 5 томах, на многие века ставший одним из главных медицинских пособий, как на Востоке, так и на Западе.
Важнейшим моментом философского учения Ибн Сины является его пересмотр традиционного толкования об исключительно волевой природе сотворения Богом мира (догмат креационизма), выступающего основным постулатом как в исламском, так и в христианском богословии. По учению Авиценны, в сотворенном мире опредмечивается не столько волевая, сколько интеллектуальная потенция Бога, поэтому через познание мира и самого себя открывается путь познания Бога и спасения. Причем, доказывал мыслитель, другого пути у наделенного разумом человека для спасения и нет. Отсюда и название его знаменитого произведения — «Книга спасения», и особая роль, которую он отводит рациональному познанию, науке, логике.
Крупнейшим мыслителем, оказавшим огромное влияние на западную средневековую философию, является Ибн Рушд (1126-1198 гг.). Одной из центральных проблем философских его размышлений стала проблема соотношения знания и веры, философии и теологии. Ибн Рушд выступает против отлучения философии от Богопознания. И у теологии, и у философии, доказывает Ибн Ршуд, Бог выступает высшей сущностью и главной ценностью из всего познаваемого, однако богословие и философия различаются по способам и формам познания. В текстах священных писаний, в догматике существует как внешний, поверхностный, так и внутренний, сокровенный смысл, который недоступен непосредственно. Его правильное понимание очень не простое дело. И здесь, чтобы не уклониться от истины, раскрыть этот сокровенный смысл, необходимы наука, философия, рациональное познание с их логической выучкой, умением отделять истину от заблуждения и т.п. Поэтому богословие и философия, вера в рациональное знание, убеждает Ибн Рушд, не противоречат, а необходимы друг другу. Оба этих пути ведут к истине. Его знаменитая концепция «двойственного пути к истине» первоначально не нашла соответствующего отклика в исламской средневековой духовной культуре, однако эта концепция оказала огромное влияние на западноевропейскую средневековую философию, сыграв в ее истории важнейшую методологическую роль.
Среди выдающихся ученых: Абу-Муса Джабир ибн Хайям (815 г.), открывший методы дистилляции кислот, очищения металлов, технологии крашения тканей и кожи; Мухаммед аль-Баттани (858-929 гг.), создатель обсерватории; Абу Бакра ал-Рази, или Разес (925/934 г.), составитель энциклопедий и др.
Высочайшего развития в исламской культуре достигла поэзия (арабская средневековая поэзия и персидская поэтическая школа). К числу наиболее выдающихся представителей арабской поэзии относятся: Ибн аль-Муллавах (умер ок. 700 г.), создавший историю трагической любви, которая стала самой известной любовной историей на Востоке; Абу Нувас (762-813 гг.) создавший столь популярный в дальнейшем жанр «застольной поэзии»; Абу-аль-Атахия (748-825 гг.) создавший новый стихотворный жанр, в основе которого лежала лирика философского и даже аскетического характера. К числу поэтов персидской школы относятся: А. Рудаки (860 — 941гг.), родоначальник поэзии на языке фарси; Фирдоуси (940-1020 гг.), бессмертная поэма которого «Шахнамэ» вобрала в себя эпос персов; Насир Хисров (1004-1072 гг.), знаменитая работа которого «Собрания двух мудростей» представляет собой последовательную и развернутую защиту греческого философского наследия. Выдающимся представителем исламской средневековой культуры являются математик, астроном, философ и поэт Омар Хайям (1048-1131 гг.), Низами Гянджеви (1141-1209 гг.) и узбек Алишер Навои (1441-1501 гг.), чьи произведения по праву стали классикой мировой литературы.
Писатели в эпоху Аббасидов разработали новый литературный жанр — адаб, т.е. благоразумные наставления, иногда в форме басни про животных и т.п. Писатели этого периода также изучали племенные традиции и обычаи и составили первые упорядоченные и систематизированные грамматики арабского языка.
Существенную роль в развитии исламской культуры сыграли ограничения на художественное изображение. Ислам запрещал антропоморфные изображения, отвергал иконы и скульптуры. Отсюда особое значение искусства орнамента и каллиграфии, которые достигли самого высокого развития.
Несомненно значительными представляются и достижения в сфере образования, которое было обязательным для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Первоначально при мечетях возводились дополнительные помещения, специально выделенные под проведение уроков и представлявшие собой аналог современной начальной школы. Затем по соседству с ними начали появляться учебные заведения более высокой ступени, напоминающие современные средние школы. Обучение в них было бесплатным и доступным для всех слоев исламского общества.
В X в. на частные пожертвования стали организовываться высшие школы — медресе, которые получили широкое распространение. Глава медресе — мударрис получал назначение от халифа. В начале XIII в. в Дамаске было уже девяносто два медресе. Содержание преподавателей, служителей и студентов осуществлялось на доходы с вакфной недвижимости учредителей и на частные пожертвования. Методом обучения в медресе было совместное с учителем чтение, разбор, толкование и заучивание книги наизусть. Ученики в этих школах были разделены на два потока, в дословном переводе с арабского на «внешний» и «внутренний». В первом обучались мусульмане из данного города, которые посещали только занятия, а после учебы возвращались к своим семьям. Образование же во внутреннем потоке было организовано по принципу интерната. Здесь обучались приезжие мусульмане, не имевшие жилья и родственников в данном городе, а также те, чьи семьи из-за скромного достатка не могли позволить себе их содержание. Ученики здесь обеспечивались питанием, жильем, отдельными залами для дополнительных занятий и поклонения. Поэтому каждая подобная школа состояла из мечети, учебных классов, жилых комнат, библиотеки, кухни и бани. Некоторые же школы, сверх этого, имели при себе стадионы для физических занятий учеников на открытом воздухе. Причем всем этим ученики обеспечивались совершенно бесплатно. Учителям в данных школах предоставлялась весьма высокая регулярная заработная плата, а также специальная униформа, которая подчеркивала их высокое положение в глазах мусульман, как обладателей знания. Данная одежда состояла из просторной накидки и четырехугольного головного убора с кисточкой. Впоследствии такой покрой одежды полностью переняли западные школы и университеты у учителей школ Андалусии. Сегодня же данная форма известна всему миру как почетная мантия ученых европейских университетов.
В VII-X вв. некоторые медресе при центральных мечетях наряду со своим основным предназначением стали играть роль политических центров и центров высшего судопроизводства. Исламские правители вершили в них суд, обнародовали указы и обращались к мусульманам с пятничными проповедями. Кроме того, в них известные исламские ученые организовывали научные и образовательные кружки во двориках и крытых галереях, проводили лекции и собственные учебные курсы. На эти курсы и уроки со всех мусульманских стран собиралось огромное количество людей, жаждущих знания. Со временем данный образовательный аспект начал преобладать в деятельности центральных мечетей. При этом процесс обучения при мечетях никогда не ограничивался сугубо религиозными науками, а включал в себя естественные и гуманитарные науки: математику, медицину, астрономию, химию, историю, литературу и языкознание. Центральные мечети во всех крупных исламских городах постепенно начали превращаться в учебные, научные и образовательные центры или же, говоря современным языком, университеты. Подобная схема организации образования распространилась по всему исламскому миру и сохранилась до сегодняшнего дня.