История цивилизаций (Часть 3)

Исторические личности:

Бекон Френсис (1561-1626 гг.) — английский философ и политический деятель, родоначальник английской материалистической философии, выдвинул идею обращения к опыту и эксперименту как источнику знания и истины.

Васко да Гама (1469-1524 гг.) — португальский мореплаватель; в 1497-1499 гг. первым совершил плавание из Европы в Индию вокруг Африки и обратно.

Галилей Галилео (1564-1642 гг.) — итальянский ученый, сторонник опытного познания мира; заложил основы современной механики, построил первый телескоп, отстаивал идею гелиоцентрической системы мира, за что был подвергнут суду инквизиции и сослан.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.) — великий немецкий философ, создатель теории диалектики; оценку цивилизации определял ее вкладом в духовное развитие человечества; сторонник идеи прогресса в цивилизационном развитии.

Кальвин Жан (1509-1564 гг.) — один из идеологов и наиболее выдающихся деятелей реформации, основатель одного из направлений протестантизма — кальвинизма.

Кант Иммануил (1724-1804 гг.) — немецкий философ, основоположник немецкой классической философии.

Карл Великий (742-814 гг.) — франкский король с 768 г., император с 800 г., оснаватель династии Каролингов; сделал империю франков сильнейшей в Западной Европе, способствовал подъему культуры и просвещения (Каролингское возрождение).

Кеплер Иоганн (1571-1630 гг.) — немецкий астроном, один из создателей современной астрономии; открыл законы движения планет относительно Солнца.

Коперник Николай (1473-1543 гг.) — польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — великий итальянский художник, ученый, инженер, мыслитель эпохи Возрождения; обосновал идею познаваемости мира посредством разума.

Лютер Мартин (1483-1546 гг.) — основоположник и активный деятель движения Реформации в Германии, основатель лютеранства, одного из направлений протестантизма.

Магеллан Фернанд (1480-1521 гг.) — мореплаватель, первым совершил в 1519-1521 гг. кругосветное путешествие.

Маркс Карл (1818-1883 гг.) — философ, экономист, основоположник научного коммунизма.

Наполеон Бонапарт — французский государственный деятель, полководец, император Франции в 1804-1814 гг.

Рузвельт Ф. – президент США в 1933-1945 гг., провел реформы Нового курса, внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции.

Черчилль У. – премьер-министр Великобритании в 1940-1945 гг., один из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с США и СССР.

Ключевые даты:

V-XV вв. — эпоха Средневековья.

XIV-XVII вв. — эпоха Возрождения.

XVI в. — век Реформации.

XVIII в. – эпоха Просвещения.

1215 г. — английский король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей; создан парламент в Англии.

1302 г. — во Франции были впервые созваны Генеральные штаты.

1137 г. — создан парламент в Испании — кортесы.

1450 г. — Иоганн Гутенберг издал первую полнообъемную печатную книгу «Библию».

1054 г. — произошел окончательный раскол христианской церкви на католическую и православную.

1789-1793 гг. — буржуазная революция во Франции.

1804-1815 гг. — наполеоновские войны.

Конец XVIII — начало XIX вв. — промышленный переворот.

1914-1918 гг. — первая мировая война.

1929-1933 гг. — мировой экономический кризис («Великая депрессия»).

1939-1945 гг. — вторая мировая война.

1945 г. — создание Организации Объединенных Наций (ООН).

1957 г. — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

1973 г. — создание первого персонального компьютера, начало второй НТР.

1989 г. — демократические революции в странах Восточной Европы.

 

Основные понятия:

Гильдия — в средневековье сословно-корпоративное объединение купцов, создаваемое для защиты их интересов.

Индульгенция– в католической церкви папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов как совершенных, так и будущих, продавалась за деньги или выдавалась за особые заслуги перед церковью.

Католицизм — одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом; окончательно оформился после разделения единой христианской церкви в 1054 г. на католическую и православную.

Кортесы– название парламента в средневековой Испании.

Либерализм — идейное и общественно-политическое движение, возникшее в европейских странах в XVII-XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических и экономических свобод.

Лютеранство — одно из направлений протестантизма (по имени основоположника М. Лютера); наибольшее распространение получило в Германии, Скандинавии, Прибалтике, США.

Мануфактура — промышленное предприятие, основанное на ручном труде наемных рабочих при разделении труда на отдельные производственные операции.

Модернизация — процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу, охватывающий все области и включающий в себя: урбанизацию (рост городов), индустриализацию (нарастающее использование машин в производстве), быстрое развитие науки, демократизацию политических структур с последующим развитием гражданского общества и правового государства, секуляризацию (обмирщение сознания и развитие атеизма).

Огораживания — ликвидация общинного землевладения путем насильственного сгона феодалами крестьян с земли, в наиболее последовательной форме проводились в Англии в XVI-XVIII вв.

Права человека — понятие, включающее права личности, гражданские права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.).

Протестантизм — одна из трех главных ветвей христианства (наряду с православием и католицизмом); возник в ходе Реформации XVI в. в Европе.

Рейхстаг  с XII в. орган сословного представительства в Священной Римской империи; вначале состоял из князей, позже был расширен за счет участия других дворянских сословий и представителей городов.

Реформация – общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви; в итоге Реформации сформировался протестантизм как самостоятельная ветвь христианства, а также было ослаблено экономическое, политическое и духовное влияние католической церкви на жизнь европейских стран.

Социализм — учение и общественно-политическое движение, в которых в качестве цели и идеала общественного развития выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; сначала развивался в форме утопического социализма, затем марксизма, после 1917 г. расколовшегося на коммунистическое и социал-демократическое течения.

Цех — в средневековье сословно-корпоративное объединение ремесленников, создаваемое для защиты их интересов.

 

Источники:

Трактат папы Григория VII (1073-1085) «Диктат папы» (извлечение):

«Папа начертал:

Римская церковь создана единым Богом. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их…

Ему одному надлежит, смотря по надобности, издавать новые уставы, учреждать новые епархии, каноникаты превращать в аббатства, и наоборот, богатую епархию делить, бедные соединять. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги. Только его имя поминается в церквах. Он один в мире именуется папой. Он может низлагать императоров… Ни один собор без его соизволения не может называться всеобщим. Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть призваны каноническими без его санкции. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья. Никто не смеет привести в исполнение приговор над взывающим к папскому престолу. Важные дела любой церкви должны восходить до него… Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам».

Цит. по изданию: Средневековье в его памятниках / Под ред. Д.Н.Егорова. М., 1913. С.98-99.

Городское право, дарованное императором Фридрихом II городу Гослару 13 июля 1219 года (извлечение):

«…Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом, и сам он в этом ни признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после его смерти никто да не посмеет объявлять его своим рабом»…

Цит. по изданию: Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Ч. II. С. 147-148.

Устав цеха мастериц шелковых дел города Кёльна (извлечение):

«Наши предки — бургомистры и совет города Кельна учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать… устав дан во славу всемогущего бога и нашего города, во имя общего блага и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым

…Ни одна женщина, принадлежавшая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха…

…Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц…

…Если какая-либо главная мастерица нашего города уедет отсюда, то она теряет после этого право заниматься у нас своим ремеслом. Это поставлено для того, чтобы защитить интересы купца…

…Тем, которые за заработную плату прядут шелк… или как-либо иначе участвуют в изготовлении шелковых изделий, следует платить по обычной норме и не иначе как деньгами,… а не каким-либо другим товаром. Нарушивший это правило уплачивает штраф в размере стоимости того товара, за производство которого была дана заработная плата…

…Если старшины найдут, что работа неправильно исполнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски и, сверх того, уплатить с каждого лота по 2 шиллинга штрафа…

…Одна треть штрафов, взыскиваемых старшинами, поступает ежегодно в пользу города, вторая треть — в пользу цеха, а третья — в пользу того, кто донес и сообщил».

Цит. по изданию: Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.II. С.472-477.

 
Великая хартия вольностей об ограничении власти короля, опубликованая в Англии в 1215 году (извлечение):

«...Ни щитовые деньги, ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и для возведения в рыцари первородного сына нашего и для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно брать лишь умеренное пособие...

...А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно…

...Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны...

...После же того как мы для бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеозначенное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушима на вечные времена, — создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей хартией нашей подтвердили»....

Цит. по изданию: Памятники по истории Англии XI-XIII вв. М., 1936. С. 96-116.

Выступление Мартина Лютера (1483-1546) в 1517 году в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций о грехе и отпущении грехов (извлечение):

«Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции… Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение, а святое евангелие величия и милости бога. Христиан надо учить, что тот, кто видит нуждающегося и, несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, приобретает этим не отпущение папы, — а гнев божий. …если бы папа знал о плутнях продавцов индульгенций, он лучше дал бы погибнуть от огня собору св. Петра, чем строить его за счет кожи, мяса и костей своих овец…»

Цит. по изданию: Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. М., 1950. Т.III. С. 109.

 

Конституция Французской республики, принятая 3 сентября 1791 г. (извлечение):

«Конституция обеспечивает следующие естественные и гражданские права:

1) все гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей;

2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоятельности;

3) одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями независимо от каких-либо личных различий.

…а также… …свободу каждого передвигаться, оставаться на месте или покидать его без опасения подвергнуться задержанию или заключению иначе, как в порядке, предусмотренном конституцией; …свободу каждого выражать словесно и письменно, печатать и предавать гласности свои мысли, не подвергаясь никакой предварительной цензуре или проверке до их опубликования, а также отправлять обряды того вероисповедания, к которому он принадлежит; …свободу граждан собираться в общественных местах, сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов; …свободу обращаться к установленным органам власти с петициями, подписанными отдельными гражданами…».

Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: Пособие / Под ред. В.Г. Сироткина. — М.: Просвещение, 1990. С. 51.

Устав Союза коммунистов, в составлении которого активно участвовали К.Маркс и Ф.Энгельс, утвержденный 8 декабря 1847 г. (извлечение):

«…Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества без классов и без частной собственности…».

Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: Пособие / Под ред. В.Г. Сироткина. — М.: Просвещение, 1990. С. 151.

Из материалов Нюрнбергского процесса.

Выдержки из публичного выступления А. Гитлера:

«Мы обязаны истреблять население. Это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развить технику истребления населения. Под истреблением населения я имею в виду уничтожение целых расовых единиц. Именно это я и собираюсь проводить в жизнь — это моя задача… Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, без малейшей жалости проливая драгоценную немецкую кровь, то, без сомнения, я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

Хартия прав человека. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.):

«…Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

…Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без ка­кого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальноrо или социального происхождения, имущественно­го, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопеч­ной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

…Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на лич­ную неприкосновенность.

…Никто нe должен содержаться в рабстве или подневольном со­стоянии; рабство и работоторговля запрещаются во всех их видах.

…Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчело­вечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

…Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона…

…Никто нe может быть подвергнут произвольному аресту, за­держанию или изгнанию.

…Каждый человек, обвиняемый в совершении преступле­ния, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечивают­ся все возможности для защиты…

…Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию…

…Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. …Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

…Каждый человек имеет право на гражданство. …Никто не может быть произвольно лишен своего граждан­ства или права изменить свое гражданство.

…Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, нацио­нальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. …Брак может быть заключен только при свободном и пол­ном согласии обеих вступающих в брак сторон. …Семья является естественной и основной ячейкой общест­ва и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

…Каждый человек имеет право владеть имуществом как еди­нолично, так и совместно с другими. …Никто не должен быть произвольно лишен своего имуще­ства.

…Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеж­дения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…

…Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на сво­бодное выражение их…

…Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. …Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

…Каждый человек имеет право принимать участие в управ­лении своей страной непосредственно или через посредство сво­бодно избранных представителей. …Каждый человек имеет право равного доступа к государст­венной службе в своей стране. …Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и не­фальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного го­лосования…

…Каждый человек, как член общества, имеет право на соци­альное обеспечение и на осуществление необходимых для под­держдния его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях…

…Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. …Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. …Каждый работающий имеет право на справедливое и удов­летворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное че­ловека существование для него самого и его семьи… …Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

…Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

…Каждый человек имеет… право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая ут­раты средств к существованию по не зависящим от него обстоя­тельствам. …Материнство и младенчество дают право на особое попе­чение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

…Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. …Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам челове­ка и основным свободам. Образование должно содействовать взаи­мопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расо­выми и религиозными группами и должно содействовать деятель­ности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира…

…При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установ­лены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и об­щего благосостояния в демократическом обществе. …Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объ­единенных Наций…»

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.2 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2002. С. 504-511.

«Международный пакт о гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) (извлечения):

«…Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

…Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

…Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право...».

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 3)