История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
Влияние ислама на Европу в средние века было многоплановым и разносторонним, оно коснулось в большей или меньшей степени всех уровней европейского общества, охватило самые различные сферы: бытовую, торгово-экономическую, техническую, политическую, литературную, научную, философскую, религиозную. Мыть руки перед едой, посещать бани и т.п. вошло в привычку европейцев после знакомства с арабо-мусульманской цивилизацией. Благодаря возросшим международным связям, она постепенно привнес ла большие изменения в образ питания средневековых европейцев, добавив к их рациону такие восточные овощи и фрукты как сливы, артишоки, абрикосы, цветная капуста, сельдерей, укроп, кабачки, тыкву и баклажаны, а также рис, сорго, новые сорта пшеницы, финики и сахарный тростник.
Во время крестовых походов христиане были просто поражены роскошью и эффектностью искусства мусульман. Дворцы, вышитая одежда, скатерти, портьеры и ковры оказали огромное революционизирующее значение на всё европейское искусство. Наибольшее влияние на европейское художественное искусство оказал знаменитый мусульманский орнамент. Его сила, изящество, смелость свидетельствует одновременно, как о фантазии, так и о математическом образе мыслей. Его сильное воздействие увело искусство европейского средневековья еще дальше от классического наследия, еще более обогатив средневековье многочисленными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.
Европейцы заимствовали у арабов нумерацию, и с XI в. стали использоваться арабские цифры. Тогда же в Европе стала известна «алгебра», обязанная своим становлением и самим названием арабам.
Общепризнанно влияние арабских наук на развитие европейской медицины и астрономии. В области философии — это влияние учения Ибн Рушда, труды которого в Европе с изобретением книгопечатания только во второй половине XV в. издаются шесть раз; это также проблемы, связанные с влиянием взглядов Ибн Сины, заимствованием понятийных категорий, которые были разработаны мусульманскими теологами (например, понятие атрибута).
Неоспоримым историческим фактом является то, что исламские университеты оказали огромное влияние на формирование европейских университетов, создававшихся по образцу медресе на организационной модели и научном наследии исламских университетов Андалусии. Исламские университеты Андалусии, которые притягивали к себе студентов не только из Испании и стран Магриба, но и со всей Европы.
Во многом благодаря освоению европейцами арабо-мусульманской учености в ХII в. произошло сближение теологии с физикой и метафизикой. Первые оригинальные труды по метафизике были написаны переводчиками с арабского. Арабо-мусульманской культуре средневековая Европа обязана знакомством со многими произведениями Аристотеля.
Однако, в ХIV-ХV вв. появились признаки культурного отчуждения европейцев от арабо-мусульманского мира. Это отчуждение вовсе не привело к свертыванию связей между двумя культурами. Напротив, дипломатические контакты становились более регулярными, торговые отношения расширялись. Да и в области естествознания, медицины, а отчасти и философии европейцы продолжали обращаться к арабским источникам за необходимыми знаниями. Но в познавательном плане некогда живой интерес к арабо-мусульманской мысли стал угасать.
В целом, в отличие от спокойной и даже индифферентной позиции мусульман по отношению к Европе, отношение христиан к исламу было эмоциональным и духовно непримиримым. Ислам был «вызовом», он требовал ответа и постоянного внимания к себе. Чтобы успешно бороться с верой могучего и опасного соперника, ее надо было изучать.
Таким образом, ислам не только дал Европе новые знания, он существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания. Само понятие «христианская Европа», да и вообще представление о Европе как определенной территориальной и культурной целостности, складывается у европейцев только в ходе Реконкисты в Испании и Крестовых походов, т.е. возникает из противопоставления себя мусульманскому миру.
В то же время многие исследователи, такие как Дж. Хадсон, Х.А.Р. Гибб, Х. Станг вообще склонны рассматривать ислам как часть западной цивилизации, а границу между Западом и Востоком проводят восточнее мусульманских земель.
Значение исламской цивилизации в современном мире настолько велико, что многие его явления находят отражение в мировых событиях и процессах, которые, в свою очередь, преломляются в мусульманских обществах и становятся объектом пристального внимания его интеллектуалов. От того, какие варианты развития мусульманского сообщества они предложат, во многом зависят судьбы мировой цивилизации. Несмотря на появление новых принципов развития, таких как: секуляризация политической и социально-экономической жизни в ряде мусульманских обществ, отказ от единой уммы в пользу многоконфессионального арабизма и др., большинство мусульман ищут ответы на вызовы времени в религии.
Основной тенденцией в развитии мусульманской общественно-политической мысли можно выделить восприятие демократии в контексте базовых основ исламской политической доктрины. Многие мыслители и богословы считают ее из всех форм правления в современном мире наиболее близкой к исламу и даже предтечей исламского государства. Развитие представлений о современном мусульманском демократическом обществе, а также эмиграция мусульман в другие государства ставит вопрос о предоставлении больших прав в мусульманском государстве немусульманам, вплоть до полного уравнения. Сегодня многие выступают за предоставление всем гражданам одинаковых прав, ссылаясь на пересмотр раннего подхода к концепции «покровительствуемых».
Проблема возрождения халифата теряет свою актуальность. Напротив, ряд авторитетных деятелей призывают своих единоверцев сконцентрировать все силы на интеграции в то общество, в котором они живут. С позиций халифатизма (т.е. воссоздания общемусульманского государства) выступают ряд радикальных групп, которые заняты, прежде всего, борьбой с режимами внутри стран их деятельности. Более активно обсуждается тема региональной интеграции в духе Европейского сообщества.
Стремление мусульманок активно участвовать в общественно-политической жизни не противоречит кораническим принципам, но нарушает традиционные устои и требует определенного оформления, что вызывает недовольство части общества.
Достижения мусульманской общественно-политической мысли, экономическое развитие, внутриполитическое положение и международная деятельность мусульманских государств демонстрируют тенденцию возрастания роли исламской цивилизации в мировом развитии.