История цивилизаций (Часть 3)

5. Материальная культура и экономическое развитие

Исламская цивилизация, несмотря на исходный номадический импульс, знала развитое градостроительство. Города возводились как центры торговли, ремесла, административного управления и религиозного культа. Центральная часть города предназначалась для соборной мечети, дворцов, караван-сараев. В городах обязательно имелись медресе, духовные училища, нередко соединявшиеся с мечетью и библиотеками; банки; госпитали. Особое внимание уделялось устройству фонтанов, искусственных водоемов, цистерн, делались подземные водопроводы.

Мечеть в каноническом понимании представляет собой замкнутый квадратный или прямоугольный двор. Это открытое сверху пространство для молитвы. В центре двора — колодец или фонтан. В архитектурном ансамбле мечети ее первые авторы отражали представление о рае. Вдоль стен могут идти арки. В одной из арок, сориентированной на Мекку, устраивается ниша — михраб. Рядом находится минбар — возвышение для муллы, проповедника. Тут же устанавливается на подставке Коран. С внешней стороны мечети высится минарет: башня, с которой муэдзин призывает правоверных на молитву.

Принципы мусульманской городской застройки, ориентированной на общественные нужды, сохраняются до наших дней.

Из светских построек выделялись замки, например, Каср аль-Хейр аль-Гарби в Иордании (VIII в.) или Алькасаба в Испании (VIII в.), увенчанная 45-метровой квадратной башней. Халифы и султаны соперничали между собой за обладание самыми великолепными дворцами. Дворцы украшались росписями, вазами, каменной резьбой, оборудовались водопроводной системой, питавшей многочисленные фонтаны и бассейны и озонировавшей воздух в помещениях.

Завоевательные походы арабов VII-VIII вв. расширили их контроль над международными торговыми путями и способствовали процветанию экономики Арабского халифата, в которую оказались втянутыми народы Азии, Африки и Европы. В 685 г. была восстановлена хозяйственная жизнь Мессопотамии, благодаря мероприятиям по очищению и повторному открытию водоканалов для орошения. Были введены производство и чеканка монет, вытеснивших византийские и сасанидские монеты и ставших единственным денежным средством в обращении. Золотые динары и серебряные дирхемы стали основой денежно-финансовой системы мусульманских стран в дальнейшем.

С VIII по XI века торговля состояла, в основном, в поисках и импортировании предметов первой необходимости. Чтобы совершать подобные торговые сделки, мусульмане, конечно, должны были заниматься экспортом товаров, часто используя с этой целью следующую практику: торговлю импортом из одной области в качестве экспорта в другой. Предметами торговли были жемчуг из Персидского залива, крупный рогатый скот с Аравийского полуострова (в частности арабские скакуны и верблюды), ткани. Мусульмане также торговали лекарствами — одним из главных достижений науки во времена Аббасидов наряду с сахаром и бумагой.

Расширение коммерческой деятельности приводило к разработкам и открытиям в смежных областях. В частности, банковская и биржевая системы были настолько сложными и совершенными, что по кредитному письму, выданному в Багдаде, можно было получить оплату и в Самарканде (Средняя Азия), и в Кайруване (Северная Африка). Вследствие роста коммерции Аббасиды разработали систему, при которой инспектор проверял правильность весов и мер торговцев, препятствуя, таким образом, возможности любого рода мошенничества в торговле.

Требования, которые предъявляла расширяющаяся торговля, обусловливали зарождение новых ремесел наряду со старыми. В Багдаде имелись мастера всевозможных ремесел: механики и кожевники, переплетчики и изготовители бумаги, ювелиры, ткачи, аптекари, пекари и многие другие. Поскольку со временем роль ремесленников в хозяйстве возросла, они стали объединяться во взаимовыгодные сообщества, в некотором роде подобные более поздним западным аналогам — гильдиям и цехам, и предлагать многие общественные услуги: сдавать путешественникам помещения, участвовать в благотворительных делах попечительства за сиротами и предоставлении им возможности учиться в школе.

После того, как Европа в конце XIV-начале XV вв. в результате Великих географических открытий нашла новый маршрут в Индию и отказалась от традиционной перевозки товаров через Среднюю Азию и Ближний Восток, страны мусульманской цивилизации вошли в полосу затяжного кризиса. В XVI-XIX вв. Россией были завоеваны ряд исламских государств и территорий Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Крыма; западно-европейские страны установили контроль над рядом мусульманских государств Ближнего Востока и Северной Африки.

В середине ХХ века начинается подъем экономики мусульманских стран, основанной уже на нефтедобывающей отрасли. Для снижения рисков, связанных с моноэкономической системой, в 1960 г. была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Эта картель добывает около 40% нефти в мире, экспортирует свыше 50% (начало 1990-х годов); распределяет квоты добычи нефти стран-участников и устанавливает единые продажные цены на нефть. Государство обязано делить доходы от продажи природных богатств среди всех граждан страны. Природные ресурсы являются собственностью всех граждан исламского государства.

В настоящее время, как в рамках ОИК, так и на неправительственной основе, предпринимаются попытки создать модели международных экономических отношений и национальных экономик в соответствии с концепцией исламского экономического порядка и Всеобщей исламской декларацией прав человека. Главным инструментом реализации целей исламского международного экономического порядка выступают исламские банки, система функционирования которых отличается от западных капиталистических банков.

Исламский банк должен придерживаться таких принципов, как:

1) ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству, банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;

2) исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;

3) запрещаются взятие процента, накопление и трата золота и серебра;

4) утверждение принципа «закята».

II Всемирный конгресс исламской экономики указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на «беспроцентной» основе.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 3)