История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
8. Императорский период в истории Древнего Рима (I в. до н.э.-V в.)
Он делится на раннеимераторский и позднеимераторский периоды. Раннеимператорский период — I в. до н.э.-III в. Во II-I вв. до н.э. наблюдается сильнейший внутренний кризис. Республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако полными гражданскими правами обладали только римляне. Не соответствовали мировому характеру Римского государства и военная организация, включавшая только римлян, а также система управления, остававшаяся, по сути, городской.
В условиях кризиса стали проявляться монархические тенденции. Первые признаки их можно обнаружить в деятельности братьев Тиберия и Гая Гракхов. Они занимали должность трибунов и выступали защитниками плебса. Однако характер их действий был весьма авторитарным: они отклоняли все неугодные им законы; выносили собственные законопроекты, проваленные в Сенате, на референдум; распускали и созывали народные собрания до тех пор, пока они не принимали нужные им решения; налагали аресты на должностных лиц, казну, отстраняли магистратов, продляли свои полномочия, узурпировали функции сената по распределению земель. В результате Тиберий Гракх, был убит как государственный преступник, Гай Гракх был объявлен «врагом народа».
Объективно промонархический характер имела деятельность Мария (86 г. до н.э.) и Суллы (78 г. до н.э.), хотя оба они представляли себя защитниками республиканских традиций. Марий, представитель плебса, провел в 107 г. до н.э. военную реформу; он ввел постоянную армию на основе вольного найма, установил государственное содержание воинов и плату за службу, пенсии и земельные пожалования ветеранам, прослужившим 16 лет. При Марии армия сделалась личной партией полководца, провозглашавшегося императором, пока еще в республиканском духе. Сулла использовал эту новую армию во вспыхнувшей гражданской войне для захвата Рима и установления диктатуры, которая впервые была объявлена пожизненной. Юлий Цезарь (100 — 44 г. до н.э.) получил пожизненный титул диктатора от Сената. Он превратился в безграничного правителя в государстве, в котором оставались Сенат, народное собрание и магистраты. Сильная единоличная власть остановила кровопролитие и укрепила государство. Однако стремление Цезаря к царской власти вызвало у многих недовольство, против него возник заговор. Заговорщики мечтали восстановить республику и свободу. После смерти Цезаря в Риме вновь начались смуты, «республиканская идея» стала демагогической декларацией политиков, стремившихся к ничем не ограниченной монархической власти — империи.
Первый император внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г.) заявил перед народом и Сенатом о сложении всех диктаторских полномочий, об окончании гражданской войны и установлении мира, о возвращении всей власти Сенату и народу. За собой он оставлял почетное звание императора, предоставленное армией, должность цензора и сенатора. Пользуясь правами цензора, Август провел чистку Сената, освободив его от недостойных и расширив до 900 человек. В обновленном Сенате Август голосовал первым, после чего никто не осмеливался выступить против. Новый статус императору придало постоянное присутствие при нем гвардии и новое понимание закона об оскорблении величия: если прежде этот закон защищал магистратов, то теперь он защищал лишь одного человека — главу Римской империи. Народные собрания созывались все реже и реже и к III в. исчезли без каких-либо запретов и отмен; отмечался и упадок Сената, низведенного до статуса муниципалитета. Таким образом, римское государство из аристократической республики превратилось в империю с авторитарной формой правления.
Период правления Октавиана Августа считается золотым веком римской культуры. Больших успехов достигли просвещение и научная жизнь. Центрами научной деятельности были Александрия, Афины, Рим, Карфаген и др. Большое значение придавалось географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птолемея, который создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволившую определить положение планет на небе. Ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Плиний Старший создал энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. Имелись школы для подготовки врачей. Значительны были и труды историков: «Римской истории от основания города» (142 тома) Тита Ливия, «Анналы» и «История» (14 томов) Тацита, «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» (50 биографий) Плутарха.
В философии сложилось два течения: эпикуреизм, который развивал идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославлял человеческий разум и призывал наслаждаться жизнью, считая главным источником наслаждения сам факт жизни; стоицизм, который представлял собой учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских соблазнов (богатство, почести знатность).
Среди искусств ведущее положение занимала архитектура. Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.
Римляне создали сводчато-замковую конструкцию арки, особенностью которой была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция применялась для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий. Мосты порой превышали длиной 3 км. Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; акведуки Рима имели протяженность 440 км. Значительным сооружением был Колизей (амфитеатр вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ; на его арене могли биться 2 тыс. гладиаторов одновременно).
Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тыс. км. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев — гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима.
Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; первыми стали строить специальные склады, крытые рынки, гостиные дворы, разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы. Римляне создали новый тип частного жилища с внутренним двором, бассейном и галереей; для плебса строились пятиэтажные дома, а для аристократии — виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Римляне первыми стали использовать водяное и паровое отопление.
В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий гребной корабль, и создали галеру с несколькими палубами и мачтами, которые были снабжены механизмами и могли опускаться. Римляне изобрели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.
Развитие литературы, особенно поэзии, отмечено творчеством Вергилия (эпический жанр), Горация (лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры), Овидия (любовная лирика и мифологическая поэма).
В I в. появились симптомы серьезного духовного кризиса общества. «Римская идея», как власть над всем миром, была реализована. На передний план шла идея «вечного Рима», которая ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Рим все больше превращался в общество потребления, лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев населения. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Неслучайно в Римской империи в I в. возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.
Отвергая ценности римского общества — власть, сила, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им любовь к Богу, равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не смогла спасти римское общество.
Позднеимператорский период — III-V вв. В III в. Римская империя была охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили о независимости почти все провинции, армия распалась, границы перестали существовать, разразилась сильнейшая инфляция, повсюду царили анархия и небывалый размах преступности.
В период поздней империи изменяется форма римского государства, утверждается неограниченная монархия восточного типа, лишенная всяких республиканских признаков. В 284 г. императором стал Диоклетиан, который благодаря реформам смог стабилизировать империю. Западную ее часть он отдал под контроль соправителю Максимиану, за собой оставив Восточную, ввел постоянную армию на основе рекрутских наборов, установил подушный налог, начал эмиссию золотой монеты, учредил 12 рангов чиновников. В 395 г. империя окончательно распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
В V в. упадок империи привел к походам варваров на Рим. В 410 г. Рим в первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. вождь герулов Одоакр в очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императора и Римское государство прекратило существование.
Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская политика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.
В поздней Римской империи рабство достигло апогея: раб был низведен до положения механизма, без каких-либо потребностей, желаний; при этом трудовые усилия считались не достойными свободного человека; даже читать и писать считалось постыдным для римлян, среди его граждан распространились праздность и паразитизм. Язычество поздней империи характеризовалось усилением оргиастических культов, сопровождавшихся чудовищными, даже по представлениям тогдашнего общества, вакханалиями; более изощренными и масштабными становились жертвоприношения. С усилением авторитарной власти императора гражданин был низведен до положения подданного, по отношению к которому стали возможны телесные и увечащие наказания; появилось множество видов смертной казни, превращавшейся в театрализованное действие; человек утратил обычную защищенность; по существу устанавливался режим репрессий.