История цивилизаций (Часть 3)
- История цивилизаций (Часть 3)
- 7.2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды — формирование основ цивилизации Древней Греции
- 7.3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) в истории Древней Греции
- 7.5. Эллинизм (323-146 гг. до н.э.) — заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции
- 7.6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.)
- 7.
- 7.
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 8 Мусульманский мир
- 8.2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
- 8.3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
- 8.4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
- 8.5. Материальная культура и экономическое развитие
- 8.6. Социальная структура и институт семьи
- 8.7. Техника, наука и искусство
- 8.8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 9 Европейский мир
- 9.2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.)
- 9.3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
- 4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества
- 9.5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества
- Исторические личности и ключевые даты
Говоря о дальнейшей судьбе исламской цивилизации, необходимо отметить несколько последующих волн ее экспансии во вне, связанных с миграциями кочевников из глубин Средней и Центральной Азии: тюрков-сельджуков в XI-XII вв., монголов в XIII -XIV вв., турков-османов в XIV-XVI вв. В XIII в. были вынуждены уступить доминирующую роль на Ближнем Востоке монголам.
В середине XIII в. монголы овладели Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, значительной частью Восточной Европы. В 1258 г. хан Хулагу захватил Багдад, умертвил последнего аббасидского халифа и создал мусульманскую державу Хулагуидов. Тогда же хан Берке, также принявший ислам, утвердил свое господство в Крыму и в Западном Причерноморье. Однако вскоре монголы были ассимилированы, и в значительной степени тюрками.
В XIV в. началось стремительное возвышение турков-османов, в свое время изгнанных монголами из степей Центральной Азии. Под руководством Оттомана, одного из вождей небольшого племени, группы тюрко-язычных народов объединились в Анатолии в Оттоманский Союз, приняли ислам и ко второй половине XIV века завоевали большую часть современной Греции и Турции. В 1361 г. Мурад I взял Адрианополь и принял титул султана. Он совершил несколько морских нападений на Эгейские берега Европы, закрепился на европейских берегах Босфорского пролива и сокрушил Балканскую коалицию.
Рост могущества турков-оттоманов (турков-османов) был приостановлен военными походами среднеазиатского правителя Тамерлана в начале XV в. Тем не менее, те сумели вновь обрести прежнюю силу и в более позднее время во главе с новыми султанами продолжили борьбу за Константинополь. 29 мая 1453 г. город пал. Его завоеватель — султан Мехмед II превратил город в мусульманскую столицу — Стамбул.
В 1517 г. османский султан Селим I захватил Каир, казнил последнего мамлюкского султана, пленил халифа и принудил его отказаться от халифских полномочий в пользу османских султанов. В течение XVI столетия в системе верховной власти Османов была создана структура централизованного правления, при помощи которой султаны поддерживали действенный контроль над всеми народами огромной империи.
Христианские подданные империи разделялись на общины — миллеты, которые подчинялись не только духовной, но и светской власти патриархов, избиравшихся каждой общиной и утверждавшихся султаном. Каждый миллет являл собой административно-территориальную автономию, имел собственные законы и традиции. Глава религиозной власти миллета, в свою очередь, был ответственен перед султаном за своих чиновников в таких вопросах, как, например, уплата налогов. Существовали и организации, которые, наооборот, объединяли различные народы, например, гильдии мастеровых и ремесленников, часто стоявшие над всякими религиозными и территориальными границами.
Территориальная организация империи разделяла ее на административные единицы, находившиеся под управлением дворян, которые имели право сохранять часть государственных налогов, собранных в данном административном округе. Они наделялись этими правами взамен или в дополнение к получаемому ими жалованию, чем обеспечивалась регулярность сбора доходов и уменьшение затрат на ведение учетности.
Османская империя достигла вершины своего величия во времена султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 гг.). Однако с середины XVI столетия могущество империи пошло на спад.
Экономический кризис и постоянные войны XVIII века вели к территориальным потерям. В результате административного паралича местные правители обретали все большую независимость и поднимали мятежи и восстания против центральной власти. С вторжением в 1798 г. Франции в Египет стало очевидным, что некогда могущественная империя значительно ослабла.
Другие государства мусульманского мира в XV-XVI вв. вступили в полосу затяжного кризиса, связанного с прекращением функционирования традиционных торговых путей и неготовностью реформировать социально-экономическую и политическую систему общества. Так, Улус Джучи, затем Казанское и Астраханское ханства прекратили свое существование. В Средней Азии, после распада Улуса Джучи и вторжения кочевых племен, оформились новые государства, которые, однако, не смогли достигнуть былого могущества своих предшественников и в XIX в. оказались в составе России.