История цивилизаций (Часть 3)

3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества

После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом стало Просвещение. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж.. Ж.. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права.

Был сделан значительный шаг и в секуляризации сознания. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами. Религию они считали полезной лишь потому, что оно содержит свод нравственных правил, помогающих поддерживать общественный порядок.

Франция XVIII в. дала Европе и миру целую плеяду блестящих умов и идей, которые разрушали устои старого порядка и укрепляли настроения необходимости перехода к гражданскому обществу. Авторитет этих просветителей вышел далеко за пределы Франции. Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) выделил три ветви власти: законодательную, которая принадлежит народу и реализует себя через выборных депутатов; исполнительную, переданную королю, который назначает членов правительства, и судебную, которую осуществляет независимое сословие судей. Вольтер (1694-1778 гг.) считал, что французскому обществу необходимо обеспечить свободу слова и вероисповедания, дать всем людям равные права, преобразовать судопроизводство, отменить пытки, уничтожить остатки феодальной зависимости крестьян и феодальных привилегий. Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) обосновывал право народа на такое демократически-республиканское государство, где каждый будет участвовать в управлении, законодательстве и суде, где будет достигнуто гражданское равенство, создал теорию народного суверенитета. В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества — общественное мнение. Оно формировалось образованными людьми, прежде всего, через газеты. С XVIII в. уже выходит ежедневная лондонская газета «Таймс», стремительно растет число изданий газет и журналов. Другим центром формирования общественного мнения били кружки и салоны, светские, политические, художественные. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало понимание необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало распространению идеи революции как радикального, насильственного и быстрого решения этой проблемы.

В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), Английскую (1640-1660 гг.) и Французскую (1789-1794 гг.). Первая в Европе буржуазня революция в Нидерландах во многом была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью испанской короны Нидерландами, страной нарождающейся буржуазии. Поэтому революция здесь приняла форму борьбы Нидерландов за свою независимость.   В итоге Английской буржуазной революции был уничтожен абсолютизм, установилась конституционная монархия, свобода торговли и предпринимательства, ряд политических свобод. Начался процесс формирования правового государства и гражданского общества. Процесс модернизации стремительно развивался и в экономике, завершившись промышленным переворотом конца XVIII в. Великая французская революция смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Внутриполитическое устройство большинства стран Европы и Америки во 2-й половине XVII-XVIII вв. сохраняло средневековые черты в виде абсолютных монархий. Исключениями были Нидерланды, Англия (в 1649-1660 гг. — республика, с 1688 г. — ограниченная монархия), Венецианская и Генуэзская республики, Швеция (1719-1772 гг.), США (с 1783 г.) и Франция (с 1789-1794 гг.). Эпоха Просвещения и потребности экономического развития привели к трансформации абсолютизма и возникновению такого явления, как просвещённый абсолютизм. Несмотря на то, что сословные органы управления (парламенты) продолжали своё существование, их функции, права и привилегии значительно понизились, они собирались всё реже и реже. Контроль над государством перешёл монарху и его бюрократическому аппарату.

Общественное устройство во 2-й половине XVII-XVIII вв. также сохранило средневековые, феодальные черты. Во многих странах существовало деление на сословия, при этом привилегированные сословия — духовенство и дворянство — играли решающую роль во всех делах государства, а буржуазия, ремесленники и крестьянство занимали подчинённое положение. Ситуация стала изменяться только к концу XVIII в., но добиться участия во внутренней и внешней политике 3-му сословию — буржуазии — удалось в основном при помощи революций. Лишь в Голландии и Англии буржуазия занимала лидирующее положение, существенно потеснив дворянство и духовенство.

Несмотря на развитие капиталистических отношений, экономика большинства стран Европы и Америки продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной ее сферой оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой (в Европе) — зависимое или полузависимое крестьянство. В Америке использовался труд рабов-негров, местное население фактически находилось на положении крепостных крестьян. В промышленности ведущее место по-прежнему принадлежало цехам, которые определяли качество и количество выпускаемой продукции. При этом, они упорно сопротивлялись каким бы то ни было переменам.

Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырьё (полезные ископаемые, лес, драгоценные металлы, продукты), доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товаров.

В XVII-XVIII вв. в Европе существовало три узла международной напряжённости:

1) Западная Европа. Здесь противоборствовали Англия, Франция, Голландия и Испания за господство на море и в колониях, за преобладание в Европе, в Северной Америке, Карибском бассейне и Индийском океане.

2) Юго-Восточная Европа. С данным регионом был связан так называемый «Восточный вопрос» — проблема взаимоотношений европейских держав и Османской империи.

3) Северо-Восточная Европа. Противоборствующими сторонами в этом регионе за господство на Балтике являлись Швеция, Дания, ряд немецких княжеств, Польша и Россия.

К началу Нового времени Испания, Португалия и Священная Римская империя утратили ведущие позиции в международных отношениях. Их место заняли Голландия, Франция и Англия. При этом Франция претендовала на европейское господство, а Голландия и Англия боролись за господство на море. К XVIII в. Голландия сошла с международной арены, и борьба продолжилась между Англией и Францией. Она завершилась победой Англии, которая лишила свою соперницу основной части колоний и стала первой морской державой; тем не менее, Франция сохранила преобладание в Европе. Все конфликты между другими странами проходили с учётом англо-французских противоречий. Поскольку все колонии оказались поделены между ведущими европейскими государствами, с XVIII в. широкий размах приобрели войны за передел колоний. Их основными участниками являлись Англия и Франция.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм) отличались больше не внешним, а внутренним содержанием, т.е. заложенным в них мировоззрением. При этом культура постепенно перестала быть только достоянием узкого круга лиц, образованной элиты общества — с XVIII в. началось формирование массовой буржуазной культуры.

Больших успехов в этот период достигла наука. Начиная с первой  половины XVIIв., научные знания выделились из философии и оформились в отдельные отрасли. Это, в свою очередь, привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений.

Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения. По всей Европе отменялись пытки, ограничивалась смертная казнь, улучшились нравы. Были расширены права женщин, которые были признаны равными мужчинам по интеллектуальным и духовным качествам.

Таким образом, в период со 2-й половины XVII до конца XVIII вв.,феодальные отношения постепенно и неизбежно уступали место капиталистическим, сословное общество превращалось в буржуазное, был заложен экономический и культурный расцвет XIX в. Идеи и достижения эпохи Просвещения стали основой, на которой впоследствии создавались новые, демократические государства.

С конца XVIII в. начинается становление индустриального общества. Переход к индустриальной экономике включал два этапа. Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII-начале XVIII вв. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть промышленным переворотом. Промышленный переворот начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности и завершался бурным ростом железнодорожного строительства. Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники системой машин. Машинное производство диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни.

Были найдены новые источники энергии и способы ее использования (пар, электричество). Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность.

Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.

К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупную машинную индустрию, современный транспорт, мировой рынок. Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы. В конце XIX в. мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).

Становление индустриального общества сопровождалось резким увеличением народонаселения. и ростом городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах, в 1900 г. — уже 13,6%. Ускорился рост больших городов, появляются города-миллионеры. Растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку. В XIX в. меняется социальная структура населения. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций как исторически сложившихся общностей с единой государственностью, экономической жизнью (национальным рынком) и литературным языком.

Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например, Испания, вошли в XX в. с монархическим устройством. Многие политические преобразования XIX в. были связаны с социальными революциями и Наполеоновскими войнами. Франция после революции 1789 г. пережила в XIX в. еще три революции. В 1848 г. произошли революции в Германии, Франции, Италии и Испании. Особенность социальных потрясений XIX в. — их синхронность. Противоречивую роль сыграли Наполеоновские войны. Помимо многих их отрицательных последствий продвижение наполеоновской армии по Европе сопровождалось отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства.

Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США. Опасным конкурентом для нее стала и Германия, которая совершила грандиозный скачок в своем развитии и заняла лидирующее положение в Европе. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии. Франция, революционизировав всю Европу, в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Испания и Италия заметно отставали в европейской гонке.

Бурные события европейской истории XIX-начала XX вв. не могли не отразиться на развитии духовной культуры этого времени. В противоречивом переплетении развивались и изменялись точки зрения на мир, общество, человека, от романтически возвышенных до глубоко пессимистических.

Романтизм как мировоззрение во многом был порождением Французской революции. Он отразил противоречия между возвышенными прекрасными теориями и суровой реальностью. Романтики пытались вернуть человечеству цельный, гармонический взгляд на мир. Искусство, с их точки зрения, должно было подыматься над реальностью. В системе ценностей романтиков пользе противопоставлялась красота, расчету — вдохновение, самодисциплине — пылкие порывы души. Однако реалии того времени порождали не только романтические стремления к идеалу. Человек стремился более внимательно вглядеться в окружающий его мир и самого себя. Постепенно зародившийся еще в эпоху Просвещения реализм как тип миропонимания и направление в искусстве становится одним из важнейших символов духовной жизни XIX в.

В то же время пристальное внимание к реалиям и человеку XIX в. не могло не породить и глубоко пессимистические взгляды на мир, общество, людей. Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX-XX вв. отразила философия жизни Фридриха Ницше, который утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. Будущее связывалось с появлением сверхчеловека, равно способного и к добру, и к злу. В представлении о сверхчеловеке причудливо переплелись мотивы романтизма и культ крайнего индивидуализма.

Огромную роль в изменении представлений человека о самом себе сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная Зигмундом Фрейдом.

В XIX в. широкое распространение получил политический либерализм (Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер, А. де Токвиль), утверждавший, что экономическая модернизация общества должна сопровождаться политической и социальной модернизацией, во главу угла которой ставилась свобода личности. XIX в. породил также ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам (А. де Сен-Симону, Ш. Фурье, Р. Оуэну) и основоположникам марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Социальной базой марксизма во многих странах Европы и Америки стало рабочее движение. Массовые организации и выступления рабочих положили начало ограничению предпринимательского произвола, способствовали разработке и реализации законов об охране труда и страховании, некоторому расширению либеральных свобод и демократических прав. Рабочие организации стали опорой широкого движения за социалистическое переустройство общества, за демократизацию политических структур, закладывавшего предпосылки становления гражданского общества и правового государства.

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 3)