Лекция по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 3
- Лекция по системному анализу в чрезвычайных ситуациях. Часть 3
- 2.1.2. Характеристики техносферной системы
- 2.1.3. Особенности организации и динамики систем
- 2.1.4. Энергоэнтропийная концепция опасностей
- 2.1.5. Показатели качества обеспечения безопасности техносферы
- 2.1.6. Формализация и моделирование безопасности.
- 2.1. Место математического моделирования в системных исследованиях
- 2.2. Типы и виды математических моделей
- 2.3. Процесс построения математической модели
- Этап 1. Содержательная постановка
- Этап 2. Концептуальная постановка
- Этап 3. Качественный анализ
- Этап 4. Построение математической модели
- Этап 5. Разработка компьютерных программ
- Этап 6. Анализ и интерпретация результатов моделирования
- 2.4. Структура моделирования происшествий в техносфере
- Тема 2.2.2 Часть 1: Моделирование на основе теории катастроф
- Тема 2.2.2 Часть 2: Установление связи между показателями. Регрессионный анализ.
- Тема 2.2.3: Формальная записаь и общие свойства
- Общие свойства
Системное исследование предполагает качественный и количественный анализ модели и полученных результатов. Качественный анализ предназначен для выявления общих закономерностей, связанных с функционированием исследуемого объекта, осуществляется рабочей группой, иногда с привлечением представителей заказчика. Цель количественного анализа достигается решением двух задач: 1) прогнозирование характеристик моделируемого объекта; 2) априорная оценка эффективности различных стратегий его совершенствования.
Процедура количественного анализа зависит от вида полученных математических зависимостей. Для сравнительно простых аналитических выражений она может проводиться преимущественно вручную, с использованием инструментария математического анализа и принятия решений. Анализ сложных, громоздких моделей реализуется на ЭВМ с помощью численных и имитационных методов.
Проверка адекватности модели. Эта проверка проводится путем установления соответствия между результатами моделирования и какими-либо другими данными, непосредственно относящимися к решаемой задаче. Обычно используют для этого эмпирические данные (результаты натурных экспериментов, статистику), либо подобные результаты, полученные в ходе решения так называемой тестовой задачи с помощью других моделей.
Проверка адекватности должна доказать не только правомерность принятых при моделировании гипотез, но и требуемую точность моделирования. |
Различают качественное и количественное согласие результатов сравнения.Качественное согласие подразумевает совпадение некоторых характерных особенностей в распределении оценочных параметров, например, их знаков, тенденций изменения, наличия экстремальных точек и т.п.
Если качественное согласие достигнуто, оценивается совпадение на количественном уровне. При этом для моделей с оценочными функциями оно может оцениваться расхождением в 10-15%, а для используемых в управляющих и контролирующих системах — в 1–2% и ниже.
Причины неадекватности модели могут быть следующие:
1) значения параметров модели не соответствуют области, определяемой принятой системой гипотез;
2) константы и параметры в определяющих соотношениях, использованных в модели, установлены неточно;
3) вся исходная совокупность принятых гипотез неприменима для изучаемого объекта или условий его функционирования.
Для устранения этих причин требуется проведение дополнительных исследований как модели, так и объекта-оригинала. Если модель неадекватна, следует изменить значения констант и исходных параметров. Если и при этом положительный результат не достигнут, должны быть изменены принятые гипотезы (например, о характере влияния одного параметра на другой, учет новых факторов и т.п.).
Таким образом, последний этап в разработке математической модели исключительно важен, и пренебрежение им может стоить огромных издержек в будущем. Действительно, не всегда правдоподобный результат свидетельствует об адекватности модели, и в других случаях она будет давать качественно неверные решения.
Далее показано применение поэтапного моделирования на примере исследования аварийности и травматизма.