Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество. — Совокупное могущество рода

Совокупное могущество рода


Совокупное могущество рода — это прежде всего численность мужчин. И уже только потом — «верблюды».

Понятие «верблюд» берется в кавычки по той причине, что здесь разумеется вовсе не зоологическая данность, но род алгебраической переменной, на место которой могут быть поставлены быки, овцы, пальмовые деревья, словом, все, что ассоциируется с источником материального достатка… Лишь позднее на месте этих конвертируемых во все блага начал окажутся сундуки с золотом. Что же касается мужчин, то их назначение состоит в том, чтобы приумножать и защищать богатство своего рода. А еще — заботиться о том, чтобы никто из посторонних не смог бы возвыситься до черты, за которой начинается иррадиация угрозы. Мужчины — залог могущества древних племен.

Заметим, что и многоженство восточных народов во многом берет свое начало именно в этой парадигме древнего сознания. Поэтому даже увод в плен чужестранца осуществляется вовсе не для его последующей эксплуатации.

О самоценности мужчин, умножающих общую численность рода, свидетельствуют древнейшие памятники человеческой культуры.

Библейские свидетельства

Так, Библия говорит, что Аврааму было обещано многочисленное, «как песок земной» потомство; то же самое, «как звезды небесные», обещано Исааку; множество «народов и царей из чресел его» заповедано Иакову…

Между тем книги Ветхого завета отнюдь не плод свободного творчества каких-то вольных сказителей. Это своеобразный документ, сохранивший для нас сведения по истории народов Ближнего Востока и Средиземноморья, этнографические подробности их быта, описание обычаев, законов и, разумеется, особенности людского менталитета. Впрочем, можно относиться совсем по-другому и видеть в Священном писании отражение самого духа живого Слова нашего Создателя. Но и в этом случае нужно считаться с тем непреложным обстоятельством, что любой священнописатель способен излагать Божие откровение лишь каким-то своим языком, привычным ему самому и понятным его непосредственному окружению. Словом, скорее всего, Бог Авраама, Исаака, Иакова говорил о могуществе и славе, священнописатель же, который через долгую череду поколений запечатлевал изустно передаваемые легенды, облекает Его Слово в привычные ему и его соплеменникам образы.

При этом и понятие мужчины тоже являет собой род некой алгебраической переменной, ибо на ее месте может оказаться как собственное потомство, так и захваченное в полон поголовье способных к труду и ношению оружия иноплеменников. Кстати, собственное потомство любого родоначальника зачинается не только от законных жен, но и от рабынь-наложниц, поэтому вовсе не исключено, что семьсот жен и триста наложниц царя Соломона — это все та же дань все тем же стандартам мышления самого священнописателя.

Библейские свидетельства

Строго говоря, значение имеет лишь семя. Библейский Онан (его имя станет основой известного многим языкам понятия), который, согласно обычаю должен войти к жене умершего брата, испускает его вовсе не в поисках самоудовлетворения: оно роняется на землю единственно для того, чтобы не умножать потомство, которое по закону того времени будет причислено не к его роду. «Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему».

В сущности то же звучит и в клинописи ассирийских царей. Побежденный только тогда устраняется как конкурент, когда полностью лишается своей детородной силы:

Клинопись ассирийских царей

Я перерезал им глотки, как баранам. Как нить, перерезал я их драго­ценную жизнь. Как бурный поток, разлившийся от дождей в пору созревания, так текла по широкой земле их кровь, пролитая мной. Горячие кони моей упряжки шли в потоке их крови, как по реке. Колеса моей боевой колесницы, давящей все злое и плохое, купались в их крови и испражнениях. Трупы их воинов, как трава, завалили поле. Срезав, как огурцы, их детородные члены, в ничто превратил я их детородную силу. Руки им я отрезал».

Но и чужие мужчины, свершением сакральных обрядов принимаемые в состав рода, это тоже умножение богатства и силы, ибо при должном присмотре за ними они в состоянии увеличить количество верблюдов (быков, пальмовых деревьев, мешков с серебром…) и отстоять совокупное богатство рода от посягательств враждебных племен.

Не пальмовые деревья, не верблюды, не мешки с серебром делают из маленького человека личность. Только признанное право олицетворения всего могущества рода выводит его из общего людского ряда. Но это право сообщается только сакральными процедурами, строгими ритуалами. Нельзя просто отнять, нужно получить благословение небес.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество.