Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество. — Статус главы рода
- Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество.
- Статус главы рода
- Совокупное могущество рода
- Статус домочадца
- Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения
- Самосознание господина. Институт рабства
- Революция. Рождение демократического государства
- Вытеснение человека из системы разделения труда
- Символические значения собственности
- Фетишизация земли
- Деньги. Обезличивание собственности
- Отчужденный человек в отчужденной культуре
- Кальвин. Этика капитализма
- Личность эпохи буржуазных революций
- Реформы в области просвещения
- Базаров и Кирсанов
- Базаров и Нечаев. Бесы
- Социалистическое общество
- Типология личности современного общества
Статус главы рода
Письменные памятники эпохи свидетельствуют: личность — это прежде всего средоточие качеств коллектива. Не существует личности как отдельной индивидуальности. Личность возникает только там, где индивид концентрирует в себе потенциал всего своего окружения.
Отголосок именно этого обстоятельства во весь голос звучит в «Илиаде». Там действуют только цари и герои, приведшие с собой свои отряды. Лишь один единственный раз в ней появляется маленький человек, не относящийся ни к тем, но к другим. Но это скорее пародия на человека. Вот как его представляет Гомер.
Все успокоились, тихо в местах учрежденных сидели;
Только Терсит меж безмолвными каркал один, празднословный;
В мыслях вращая всегда непристойные, дерзкие речи,
Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность,
Все позволяя себе, что казалось смешно для народа.
Муж безобразный, он меж данаев пришел к Илиону;
Был косолап, хромоног; совершенно горбатые сзади
Плечи на персях сходились; глава у него поднималась
Вверх острием, и была лишь редким усеяна пухом.
Выдающиеся достоинства человека — поначалу не более чем производная божественной природы, то, что достается смертному, рожденному в этом браке, от небожителя. Первая личность в самосознании древнего мира — это герой. Но герой не человек в полном смысле этого слова. Его природа двойственна, ибо это результат соития бога со смертным. При этом «пропорция» со временем снижается в пользу человеческой. Гильгамеш — на две трети бог:
Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну — человек он,
Образ его тела на вид несравненен...
У Гесиода герой — это полубог:
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше,—
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами...
Именно эта полубожественная природа, которая, с одной стороны, предполагает явственно различимую всеми черту отчуждения между сверхчеловеком и миром людей, с другой, — подсознательное стремление их друг к другу как к чему-то заветному, но недосягаемому, наложит свой отпечаток на всю историю европейской цивилизации.
Понятие героя свойственно многим цивилизациям: светлый сон о воплощении в человеке всех (мыслимых этно-культурным восприятием мира) совершенств, идеал физической силы, необоримого духа, воинской доблести, нравственной чистоты, защитник и покровитель, он появляется повсюду. Но только в Греции этот сон возвышается до настоящего культа, затмевающего собой едва ли не все другие отправления духовной жизни.
Герой — это не только воин. Прежде всего это учредитель, то, что называется «культурный герой». Греческий герой совершает несмертные подвиги, держит на плечах небо, основывает города и царства, учреждает законы… Словом, в первую очередь ему греческая община оказывается обязанной и своим процветанием, и практически всеми своими институтами.
Только принадлежность к иной природу подлинный гарант настоящего величия. Поэтому даже в «цивилизованное», тронутое высокой образованностью и культурой время многие выдающиеся своими талантами люди стремятся «подкрепить» свою принадлежность к избранным мифической родословной, которая восходит к богам. Не брезгуют этим Александр, Пифагор, Платон...
— Александр — сын Амона, что в греческом пантеоне означает Зевс.
— Пифагор ведет свое родословие от Геракла.
— Родоначальником Платона являлся морской бог Посейдон, отец фессалийца Hелея, правнуком которого считался последний афинский царь Кодр. Солон и Дропид были потомками Кодра, а Критий-старший — сыном Дропида; Критий-младший был внуком Дропида, а Платон — его правнуком.
Именно герой становится мифическим основателем рода. Позже функции главы рода переходят к его смертным потомкам. Только глава рода обретает статус личности. Но, как в герое, основа могущества принадлежит не человеческой природе, а божественному началу, так и в главе рода основа его личности, ее содержание, ее «масштаб» определяются не собственными достоинствами человека, но тем, что он олицетворяет, — совокупным могуществом рода. Так сегодня величина политического лидера определяется численностью его партии.
Стремление к власти и богатству — это не хищнический инстинкт, но стремление к полноте человеческого бытия «в отдельно взятой личности»! Именно ради этой полноты человек идет на преступления и подлоги.