Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество. — Типология личности современного общества
- Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество.
- Статус главы рода
- Совокупное могущество рода
- Статус домочадца
- Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения
- Самосознание господина. Институт рабства
- Революция. Рождение демократического государства
- Вытеснение человека из системы разделения труда
- Символические значения собственности
- Фетишизация земли
- Деньги. Обезличивание собственности
- Отчужденный человек в отчужденной культуре
- Кальвин. Этика капитализма
- Личность эпохи буржуазных революций
- Реформы в области просвещения
- Базаров и Кирсанов
- Базаров и Нечаев. Бесы
- Социалистическое общество
- Типология личности современного общества
Типология личности современного общества
Рассмотренная выше эволюция личности — это эволюция «героя», человека, способного принять на себя ответственность за судьбы общества и сознающего свое право устанавливать свой порядок в нем. Именно эти люди определяют вектор развития, окрашивают историю в цвета своей индивидуальности.
Субъект истории — это не только цезари и наполеоны. Это все, в ком общество видит пример для подражания, некий идеал человека, воплощение лучших его качеств.
— Олимпийский герой, герой-воин, герой-патриот;
— Христианский подвижник, подлежащий канонизации миссионер;
— Герой-рыцарь, отстаивающий идеал справедливости и добра;
— Герой-аристократ, аккумулирующий заслуги своего рода и формирующий тип всей современной ему культуры;
— Культурный герой, основатель новых отраслей экономики, науки, искусства.
Но есть субъект истории, а есть и объект его деятельности.
Есть историческая типология «героя», а есть и общая типология всего людского массива, составляющего общество.
7.1. Основные типы личности современного общества
В западной социологии выделяются следующие основные типы личности современного общества.
7.1.1. Властный человек
Все ценностные формы жизнедеятельности он ставит на службу своим властным устремлениям. Для него познание — средство осуществления власти. Наука ему нужна не для установления истинности, объективности, а для выгоды, для реализации его властных устремлений. Он ориентируется на те области знания, которые помогают управлять людьми в соответствии с его собственными планами. Для теоретического человека высший закон — истина, для властного — власть высшая ценность.
Отношения между политикой и экономикой: богатство (материальное, финансовое) — мощное средство достижения власти. Для политического человека эстетическое — также лишь средство осуществления его целей. Иногда на первый план у него выходит не рациональный расчет, знание обстоятельств, а безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты: завоевание, переустройство мира и т.д. Это пограничный тип между властным и эстетичным (к нему относились многие завоеватели).
Выделяются два типа политиков.
— Чистый политик — занят исключительно реализацией своих целей, если это даже противоречит воле остальных.
— Политик «вождь», «отец», «фюрер» осчастливливает людей самим фактом своего правления.
7.1.2. Экономический человек
Во всех жизненных ситуациях и отношениях он ориентируется на полезность. Для него все становится средством поддержания жизни, удовлетворения его потребностей, образа жизни. Он экономит материю, энергию, пространство, время, чтобы извлечь максимум полезного для своих целей.
Ему нужны знания только несущие конкретную полезность (технизация знаний). Эстетические ценности для него чужды, так как не обладают ценностью полезности. Экономический человек ассоциативен, то есть его основополагающая эгоистическая установка вступает в противоречие с альтруистской основой общинной жизни. Богатство для него это власть. Сначала он распространяет ее на природу и технические средства овладения ею, а затем на человека. Ему не чужды властные установки, и в большинстве обществ право частной собственности является конституирующим фактором политического порядка.
7.1.3. Теоретический человек
Для него познание — высшая форма деятельности, которая определяет характер всей жизни. Сущность познания для него — выявление предметности (объективности). Результатом познания становится взаимосвязь суждений, соединенных между собой согласно закономерностям системы (умозаключения).
Для «теоретика» все прочие ценности вторичны. Его активное поведение в сфере экономики блокировано изначальной теоретической установкой — полезности для него только идеала чистого познания, эстетические ценности для него не имеют особой значимости, так как трудно определить их объективность, их истинность.
Теоретик, будучи интеллектуалом, неизбежно становится индивидуалистом. Он не разделяет общинной жизни и общих настроений, мнений. В политической сфере он обладает мощным потенциалом, но не может его реализовать: так как он недостаточно ориентирован на конкретные действия, для него эта конкретика противоположность всеобщему. Теоретик силен в дискуссии, полемике, способен разрушать догмы. Просвещение предоставляется ему необходимым и достаточным инструментом прогресса.
В политике он стремится к радикализму, так как подменяет реальность с ее многообразной жизнью чистыми мыслительными понятиями. Теоретик — космополит, так как различие народов для него видится не столько в различиях структуры сознания, сколько в их социологических ориентациях.
В сфере мотивации интеллектуал стремится преодолеть аффекты. Он стремится и быть независимым от каких-то частных конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и повеления.
7.1.4. Эстетический человек
На каждом его жизненном отрезке силой, придающей ритм, настроения, переживания, выступает «душа». Все свои впечатления человек преобразует в деятельность, поведение. Эстет имеет малое отношение к наукам (за исключением наук о душе). Его способ познания природы не теоретический, а чувственный.
Эстетические ценности слабо связаны с экономическими. Эстетическое разрушается, если ему приписывается ценность иного порядка (техническая, моральная, ценность воспитания и др.). Эстетический человек не является общественным типом, он индивидуалист, его высшая форма эстетическо-социального отношения — эротика. Такой человек обладает интересом к власти, но не имеет механизма его реализации. Будучи по духовному складу индивидуалистом и аристократом, он занимает в политике либеральные или анархические позиции.
7.1.5. Социальный тип личности
Организующий принцип социального человека — любовь в ее религиозном смысле или альтруизме. Эта любовь противостоит объективности науки, находится в напряженных отношениях с экономическими подходами, ценностями к жизни. Отношения между социальными и эстетическими ценностями, как правило, не сталкиваются, но и не взаимодействуют.
В политических ценностях социальный человек может найти себя только в патриархальных политических системах, где проявляется дух братства и любви. В современных режимах главенствует дух рационализма на основе правопорядка.
7.1.6. Религиозный человек
Наиболее близок социальному типу. В большей или меньшей степени религиозность присуща каждому человеку. Ядро религиозности — есть поиск высшей ценности духовного существования. Религиозный человек — это тот, чья деятельность постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего абсолютное удовлетворение ценностного переживания.
Важнейшая черта мотивации религиозного человека заключается в том, что он стремится включиться в высшую конечную систему ценностей. Систему, которая определяет не только его личную жизнь, но и сущность мира в целом.
7.2. Основные формы адаптации личности к новой социальной среде
В мировой социологии (Р. Мертон) особо выделяются следующие адаптационные типы.
7.2.1. Конформизм
В западном обществе этот тип распространен, когда степень стабильности общества высока, наблюдается соответствие социокультурных целей и институционализированных средств их достижения. Такой индивид является лояльным членом общества.
В России конформизм во многом имеет иное содержание: это приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, отсутствие собственной позиции. Часто это просто беспринципность, человек с таким сознанием свои действия или бездействия объясняет жизненными обстоятельствами.
7.2.2. Ритуализм
Индивид абсолютизирует институциональные средства. Цели для него вторичны (например, кредо бюрократа — нельзя и все). Такой тип приспособления предполагает понижение целей — успеха, индивид не нарушает институциональных средств достижения целей. Богатство, высокий статус не являются стимулом для особой активности, тем более если они не связаны с традиционной трудовой деятельностью. Например, угроза безработицы в России не увеличила трудовую активность основной массы населения.
Вопреки ожиданиям реформаторов, не возросла и социальная вертикальная мобильность. Для этого недостаточно сформированы такие социокультурные характеристики россиян, как: готовность продаваться на рынке труда; рационализм, самоорганизация и др.
Ритуализм характерен для значительной части рабочих и работников социокультурной сферы как законопослушных граждан.
7.2.3. Ретризм (изолированный тип)
Индивид уходит от институционализированных средств и целей, тип приспособления связан с отвержением общепризнаваемых социокультурных ценностей (бродяги, бомжи, наркоманы, алкоголики). Некоторые россияне не могут достичь своих целей законным путем, но и не хотят прибегнуть к эффективным, но незаконным новым средствам. Происходит самоизоляция от общества, которое при этом ничего не делает, чтобы не допустить подобной аномалии.
7.2.4. Мятеж
Деятельность направлена на активное противостояние и опровержение норм существующей общественной организации. Люди стремятся создать новую систему ценностей и новых средств их достижения, что предполагает ломку старой.
- << Назад
- Вперёд