Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество.
- Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество.
- Статус главы рода
- Совокупное могущество рода
- Статус домочадца
- Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения
- Самосознание господина. Институт рабства
- Революция. Рождение демократического государства
- Вытеснение человека из системы разделения труда
- Символические значения собственности
- Фетишизация земли
- Деньги. Обезличивание собственности
- Отчужденный человек в отчужденной культуре
- Кальвин. Этика капитализма
- Личность эпохи буржуазных революций
- Реформы в области просвещения
- Базаров и Кирсанов
- Базаров и Нечаев. Бесы
- Социалистическое общество
- Типология личности современного общества
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Не каждый человек — личность. Сегодня, говоря: «личность», мы подчеркиваем незаурядность человека, его выделение из общего ряда. Это результат отчуждения, превращения человека в атом неразличимой людской «массы», которому противостоит вся цивилизация и культура, все общество со всеми его институтами.
Проявлением отчуждения становятся и многие качества, присущие только человеку, в первую очередь, зависть и постоянное ощущение того, что настоящая жизнь проходит где-то в стороне, там, где горят софиты, гремят аплодисменты, суетятся папарацци... Человек живет , постоянным ожиданием жизни, сжигающей его мечтой об успехе. Ощущение собственной ничтожности, никчемности сопровождает его до последних дней и только на самом закате он начинает понимать, что это и была жизнь, но в ожидании чего-то другого она так и прошла впустую...
Стремление к преодолению этого вечного противостояния наличного существования и какой-то абстрактной «жизни» свойственно человеку извечно. В сущности вся история человека — это не только история его борьбы с собственной ничтожностью, история протеста личности против всего, что окружает ее...
Обратимся к ранним этапам цивилизации.
1.1. Каннибализм
Одной из первых форм преодоления отчуждения является ритуальный каннибализм.
Каннибализм широко распространен в природе — животные-хищники не упускают возможности утилизировать своих сородичей, даже собственных родственников. Здесь одновременно и регулирование санитарии и обеспечение себя необходимым для выживания.
Первобытные племена, живущие в наше время в джунглях Южной Америки и островах Океании, пустынях Африки и Австралии, не видят причин отказываться от легко доступного животного белка во время голода.
Когда европейский путешественник впервые встретил индейцев, живших на Огненной Земле, и познакомился с их жизнью и обычаями, он узнал о принятом в племени каннибализме. Путешественник спросил одного индейца, почему во время голода в первую очередь съедают старух, а не собак, единственных домашних животных, знакомых племени. Индеец посмотрел на белого человека, как на идиота, и ответил: «Собаки ловят выдр, а старухи — нет».
Но с развитием общества характер каннибализма меняется. Он перестает быть средством удовлетворения голода и обретает ритуальный характер. Захваченный в бою противник, обладающий выдающимися достоинствами, съедается победителем. Обычай поедания основан на убеждении, что сила и другие достоинства убитого переходили к поедающему.
Развитие цивилизации, обретение способности постижения действительности рождает мифологему, согласно которой качества человека имеют род самостоятельного существования. Это некие особые субстанции, способные переходить от тела к телу. К ним, в первую очередь, относятся те, что обеспечивают его существование: силу, бесстрашие, ловкость... Отсюда, различие достоинств человека объясняется тем, что эти субстанции в разной степени концентрируются в людях. Но дело можно поправить, попросту съев ту часть тела, в которой они пребывают.
Пережиток этого ритуала сохраняется еще в Древней Греции. Об этом говорит в своей «Истории» Геродот.
Геродот о каннибализме
При осаде египетского города Пелусия греческие наемники воевали как на стороне фараона, так и против него: часть из них под началом некоего Фанеса изменила. За это, по древней легенде, сохраненной для нас Геродотом, «в гневе на Фанеса за то, что тот привел вражеское войско в Египет, придумали отомстить ему вот как. Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наемники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их над чашей одного за другим. Покончив с ними, наемники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой.[1]
Это не простое запугивание: дескать, и с тобой, Фанес, будет то же, что с твоими детьми. Такое бахвальство только прибавляет злобы врагу, а следовательно, увеличивает его шанс на победу. Здесь другое — отголосок древней магии: «Теперь против тебя, Фанес, будут воевать твои собственные дети!» А вот это и в самом деле может вселить мистический ужас...
Впрочем, осажденные проиграли сражение. Древние ритуалы уже потеряли свою силу...
- Prev
- Вперёд >>
- Prev
- Вперёд >>