Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество. — Реформы в области просвещения
- Лекции по социологии культуры: Становление личности, человек и общество.
- Статус главы рода
- Совокупное могущество рода
- Статус домочадца
- Отцовское наследство. Внутрисемейные отношения
- Самосознание господина. Институт рабства
- Революция. Рождение демократического государства
- Вытеснение человека из системы разделения труда
- Символические значения собственности
- Фетишизация земли
- Деньги. Обезличивание собственности
- Отчужденный человек в отчужденной культуре
- Кальвин. Этика капитализма
- Личность эпохи буржуазных революций
- Реформы в области просвещения
- Базаров и Кирсанов
- Базаров и Нечаев. Бесы
- Социалистическое общество
- Типология личности современного общества
Реформы в области просвещения
1. Отменена сословность в сфере высшего образования.
2. Предприняты меры в области народного просвещения. С этой целью в 1860 г. в Петербурге и в других городах были созданы так называемые воскресные школы для взрослых ремесленников, мастеровых, вообще для рабочего класса. Учителями в этих школах были добровольцами люди разного звания и состояния, педагоги по призванию, но не педагоги по профессии: офицеры, литераторы, студенты, гимназисты.
3. Реформирована система женского образования. Раньше оно было доступно для девушки лишь в институтах, в закрытых заведениях, обыкновенно с сословным подразделением на отделения «дворянское» и «мещанское».
При этом воспитанниц стали отпускать на каникулы домой, в родную семью, тогда как раньше, однажды переступив порог института, они оставались там на положении заключенных вплоть до окончания курса.
4. Введен новый университетский устав, предусматривавший самоуправление университетов.
5. В 1864 г. создано два типа гимназий: классическая и реальная — те и другие одинаково на положении общеобразовательных. В основу первых было положено знание гуманитарных наук, результаты творческой мысли человека; в основу других — науки естественные, ознакомление с внешним миром — природой во всех ее разнообразных проявлениях.
Однако 7 лет спустя средняя школа подверглась переустройству.
— Реальные гимназии превращены в реальные училища; они становились подготовительной ступенью к получению специальных технических знаний.
— Общеобразовательное значение было признано лишь за классическими гимназиями (они давали право поступать в университеты). При этом доступ в гимназии был открыт всем сословиям.