3. Классики социологии об управлении

Классический период развития социологии управления (XIX — начало XX вв.) имеет свои отличительные особенности и характеризуется заметным вкладом в неё прежде всего французской школой социологии, наиболее ярким представителями которой являются Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм.

Несомненной заслугой О. Конта является формулировка закона трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологической (божественной), метафизической (философской) и позитивной (научной). Именно на стадии позитивного мышления приоритет обществе отдается науке и технике или научной органи­зации труда и возникает такая наука, как социология, которая призвана реформировать общество посредством синтеза всех наук с самым высоким уровнем сложности, а социолог выступает в качестве проповедника нового позитивного мышления и является инженером по реформам в обществе. Т.е. по мнению Конта, процесс управления можно осуществить только на позитивной стадии.

Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» излагает концепцию солидарности, рассматривая солидарность как высшую универсальную моральную ценность, способствующую созданию гармонии и единства в обществе. Дюркгейм выделяет два типа солидарности. Механическая солидарность преобладает в менее развитых государствах, основана сходстве и подобие индивидов и является примитивно-принудительной, характеризующейся неразвитостью характерных черт. Главным отличительным признаком вы­ступает общее коллективное сознание. Органическая со­лидарность, или социально-добровольная, возникает в более развитых обществах и основана на разделении тру­да, в котором растворяется единое коллективное созна­ние, поскольку каждый индивид выполняет свою профес­сиональную функцию, и коллективное сознание диффе­ренцируется, принимает новые формы и изменятся по содержанию. Необходимо определить, как произошло объединение людей — принудительно или добровольно, и, соответственно, использовать различные стили и методы управленческого воздействия.

Наиболее плодотворные социологические идеи были выдвинуты немецкой школой социологии и ее самым яр­ким представителем Максом Вебером. В сво­ей основной работе «Протестантская этика и дух капита­лизма» он анализирует влияние религиозных верований на экономическое поведение людей, рассматривая рели­гию как часть мировоззрения. Основное требование, религиозной морали протестантизма — это неутомимая деятельность в рамках своей профессии, когда добросовестный труд тесно взаи­мосвязан с религиозным мировоззрением и становится послушанием Богу. Аскетическая мораль протестантизма подразумевает воспитание в человеке трудолюбия, береж­ливости, аккуратность, честности, скромности в потреб­лении пищи и в одежде, а также стремление производить больше, а потреблять меньше, ибо это нужно Богу и чело­веку для своего спасения. В своем сравнительно-истори­ческом анализе религий Китая, Индии и других он выя­вил, что в этих странах стремление, воля и мотивы произ­водить для прибыли не имели места. Только религия протестантизма могла стать и стала «колыбелью» капитализма, в силу объективных причин. Макс Вебер считал, что западноевропейский капитализм — явление уникаль­ное, возникшее в XVI в. И доказал, что оно не может повториться и реализоваться, в частности, в России, из-за господства традиционной общины и соответствующей ей крестьянской идеологии, неразвитости индивидуализма и личностного начала (основы буржуазной демократии), неразвитости среднегородских слоев населения и др. По мнению Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные социалис­тические элементы, которые приведут к революции.

Марксистская школа социологии опиралась на лучшие достижения классической французской социологической мысли, английскую политэкономию и утопический соци­ализм. К.Маркс предложил свой леворадикальный про­ект переустройства общества и необходимость создания нового коммунистического общества, не имея при этом эмпирически доказанного действующего общества за всю историю существования человечества.

По Марксу, основными классами являются капитали­сты и наемные рабочие, которые не объединены общими ценностями. Он утверждал, что эксплуатируемый класс восстает и революция преобразует общество. Классовый конфликт неизбежен. По мере развития капитализма, предсказывал Маркс, буржуазия будет становиться бога­че, а пролетариат беднее, конфликт усилится и рабочие совершат всемирную революцию. Но предсказание Марк­са не сбылось во многом потому, что капиталисты и пред­приниматели стали учитывать нужды и потребности ра­бочих не в силу благотворительности и альтруизма, а про­сто-напросто потому, что это экономически выгодно и це­лесообразно. Поскольку очевидно, что высокооплачивае­мый труд рабочего класса и высокоразвитая социалисти­ческая инфраструктура гарантируют и соответствующую трудовую отдачу.

Значительный вклад в развитие русской классической школы социологии дореволюционного периода внёс выдающийся русский учёный П.А. Сорокин. Важной заслугой Сорокина является разработка теории социальной стратификации — дифференциация совокупности людей на классы, группы, слои в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших, средних и низших слоев, населения. Любая организованная социальная группа расслаивается именно из-за своего постоянства и орга­низованности; например, деловая организация, семья, политическая партия, шайка разбойников, научное об­щество и др. Сорокин выделил три формы социальной стратификации: экономическую, политическую и про­фессиональную. Если экономический статус у членов общества неодинаков, если среди них есть как иму­щие, так и неимущие, то такое общество характеризу­ется экономическим разделением независимо от того, на каких принципах оно построено, на коммунисти­ческих или капиталистических. Профессиональная стратификация проявляется в двух видах: как меж­профессиональная, так и внутрипрофессиональная. Межпрофессиональная стратификация — это иерархия межпрофессиональных групп, а внутрипрофессиональ­ная — внутри каждого профессионального класса. Он выделил социально-значимые профессии, связанные с функциями организации и контроля группы. Это люди, напоминающие машиниста локомотива, от которого зависит судьба пассажиров в поезде. Он отмечал, «что в любом обществе более профессиональная работа зак­лючается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необ­ходимого для ее выполнения, в большей привилегиро­ванности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиоанльной иерархии, и наобо­рот». Профессиональные группы неквалифицированных рабочих всегда находятся внизу профессиональной пирамиды и являются самыми низкооплачиваемыми работниками во все времена и во всех странах, за ис­ключением России. Внутрипрофессиональные группы Сорокин подразделил на следующие слои:

1) предприниматели, или хозяева, экономически неза­висимые в своей деятельности;

2) служащие высшей категории (директора, менедже­ры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций), профессиональная функция которых заключает­ся не в физическом, а в интеллектуальном труде;

3) наемные рабочие, которые заняты в основном физическим трудом и зависимые в своей деятельности: Питирим Сорокин разработал идею социальной мобильности,
под которой понимается любой переход индивида, или
социального объекта, из одной социальной позиции в другую, и различал два основных типа социальной мобильности — горизонтальную и вертикальную. Для социологии управления важным является тот факт, что управленцы занимают более привилегированное положение оправдано — у них больше ответственности, нежели у простых рабочих.

Вы здесь: Главная Социология Социология управления