ЛЕКЦИЯ 3: СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 1. Сущность организации её типы, виды и формы управления.

2. Социальная организация: признаки, структура, элементы.

1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЁ ТИПЫ И ВИДЫ.

Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществ­ляться только в организации. Организация — это, с одной стороны, социальная категория, а с другой — средство достижения целей. Организация пронизы­вает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим.

Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сооб­щаю стройный вид) характеризуется как:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодейст­вия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого — организация как состояние. Состояние - Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или оп­ределенную степень упорядоченности.

2. Объединение людей для совместного достижения постав­ленной цели, действующих в рамках определенной структу­ры и на основе правил, установленных для этой организации — организация как система. Система - Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций.

2. Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность) — это организация как процесс. Процесс — Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управ­ления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершен­ствование) каких-либо организационных структур, на подго­товку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.

3. Результат обеспечения функционирования системы управле­ния, отражающий ее состояние, то есть организованность — это организация как метод. Метод изменения сло­жившихся состояний систем или процессов функциони­рования

В своей повседневной жизни люди оказываются втя­нутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спор­тивную команду и т.д., причем все эти организации подраз­деляются на два основных типа — нефор­мальные и формальные.

Типы организации:

Неформальная система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выде­лить три основные черты этого явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержа­ние межличностных отношений.

Формальная структура организации — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систе­му отношений, зафиксированных должностными инструк­циями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

С социологической точки зрения социальная струк­тура формальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникаци­ях функциональным (необходимым, нужным) целям;

5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) администра­тивным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

Во многих формальных организациях существуют неформаль­ные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

Две специфические черты отличают организации от других видов социальных групп:

· во-первых, организации — это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;

· во-вторых, организации — это такие группы, которым свойственна высокая степень фор­мализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают прак­тически всю сферу поведения ее членов.

Виды организации:

Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.

I. Трудовая организацияэто:

· организационно закрепленная совокупность людей,

· действующих по единому плану для дос­тижения значимой для всех членов организации цели

· и для соз­дания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.

Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организа­ция значительно шире производственной и охватывает работни­ков производственных, научных, учебных, медицинских, куль­турно-просветительских, административных и других организа­ций.

 

II. Производственная организация относится только к сфере ма­териального производства, в ней объединяются работники с це­лью производства материальных благ.

Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:

1) по форме собственности. В настоящее время можно выде­лить следующие формы собственности:

а) государственная;

б) кооперативная;

в) акционерная;

г) собственность трудового коллектива;

д) частная;

е) совместная с иностранным капиталом;

ж) иностранная;

2) по сферам деятельности:

а) организации, действующие в сфере материального про­изводства (в промышленности, строительстве, транспор­те, сельском хозяйстве и т.д.),

б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образо­вания и т.д.).

 

III. Социальная организация — (от позднелатинского organize — со­общаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанно­стей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управле­ния.

ПОДРОБНЕЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — ДАЛЬШЕ. 

В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов —

иерархического (субординационно­го, «вертикального»).

По отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начи­ная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.

координационного (паритетного, «гори­зонтального»).

Второй принцип — координационный — является воплощени­ем функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта — «горизонтальная состав­ляющая» — во многом определяет коммуникативное пространст­во организации. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.

Сочетание иерархического и координационного принципа управления в том или ином виде даёт следующие варианты построения отношений в организации.

Формы управления.

clip_image010

1) пирамидальная структура (иерархия):

Это достаточно традиционная структура организации отношений, которую называют первой формой управления в организации: она делится на отдельные блоки, а управленческие полномочия передаются по вертикали.

Дальнейшее развитие производственной деятельности, появ­ление эффективных методов решения управленческих задач и рост специализации управления привели к появлению нового класса структур. Так, наряду с традиционными иерархическими структурами широкое распространение в настоящее время полу­чили следующие:

2) линейная организационная структура: в системе управления существуют и го­ризонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразде­лений. Например, на многих предприятиях имеются на­чальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы марке­тинга

clip_image012

3) матричная структура: Матричная организация — это двойное подчинение рабочей группы. Группы подчиня­ются одновременно и руководителю проекта, и руководителю то­го функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители функциональных служб сохраня­ют свои линейные полномочия.

clip_image014

 

Схема

Матричная структура управления.

4) организация конгломератного типа: Организация конгломератного типа характеризуется тем, что в пределах одной организации со­четаются две или более рассмотренных выше структур. Напри­мер:

• в одном отделении фирмы может использоваться вертикальная

структура,

• в другом — линейная,

• в третьем — матричная организация.

Все рассмотренные классы и типы организационных структур широко используются в системе управления, поэтому их необходимо знать, применять и модернизировать в процессе трудовой деятельности.

Вы здесь: Главная Социология Социология управления