3. Этапы проектирования — система приемов, методов, пра­вил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наи­более общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конст­рукт — проект. 

1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противо­речие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтер­натив социального развития.

2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве опре­деленной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компро­мисса. Социальный заказ формируется на осознании необхо­димости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

 3. Паспортизация объекта получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные пара­метры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном пас­порте должны содержаться основные сведения об изменени­ях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы со­здания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

6) разработка форм паспорта (внесение показателей, кото­рые будут изменяться под воздействием управляющей под­системы);

в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюиро­вание и т. п.

 4. Цели. Цель является поводом для начала любой чело­веческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:

а) отображение потребности (мотив);

б) отображение путей и способов ее удов­летворения (планирование, программирование действий);

в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых).

В каждой из установ­ленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на дости­жение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически. «Дерево целей» — это связанный ориен­тировочный график, выражающийся отношениями между раз­личными целями, их оценками, этапами и проблемами их до­стижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объек­тов проектирования, внешних условий, материально-техни­ческих, финансовых, трудовых, энергетических и других ре­сурсов, систем ограничений и т. п.

Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших кон­фликтов, т. е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.

Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько це­лей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функцио­нирование всей системы.

 5. Задачи. После определения целей, опираясь на них, важно уста­новить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно — это этапы достижения целей.

Задачи проектирования формируются на основе тщатель­ного изучения состояния системы, ее материальных, трудо­вых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетво­рения определенных социальных потребностей.

6. Прогнозированиеодин из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле — пред­видение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предме­том которого выступают перспективы развития явлений.

Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объек­тов, общественных явлений, процессов (трудовых коллекти­вов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтерна­тивных путях и сроках их осуществления. Прогноз описыва­ет будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.

Вы здесь: Главная Социология Социология управления