- Социология управления
- 1.2 Отличие управления от менеджмента
- 1.3 Объект, предмет и задачи
- 1.4 Методы социологии управления
- Лекция 2 Развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 2.2 Административная теория Файоля
- 2.3 Классики социологии об управлении
- 2.4 Классическая теория организации: выводы
- 2.5 теория человеческих отношений Мэйо
- 2.6 Иерархическая теория потребностей Маслоу
- 2.7 Двухфакторная теория мотивации Херцберга
- 2.8 Теория стилей руководства Макгрегора
- 2.9 Теория стилей руководства Лайкерта
- 2.10 Стратегия модификации
- Лекция 3 Социальная организация
- 3.2 Социальная организация: признаки, структура, элементы
- Лекция 4 Организационная культура
- 4.2 Уровни и компоненты организационной культуры
- 4.3 Типология организационной культуры
- Лекция 5 Изучение и изменение организационной культуры
- 5.2 Методы изучения организационной культуры
- 5.3 Изменение организационной культуры
- Лекция 6 Социальное проектирование
- 6.2 Методика социального проектирования
- 6.3 Этапы проектирования
- Лекция 7 Формы социального проектирования
- 7.2 Социальная диагностика
- 7.3 Социальное предвидение
- 7.4 Социальное прогнозирование
- 7.5 Социальное планирование
- 7.6 Социальное конструирование и социальная инженерия
3. Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.
1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) — некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт — это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
6) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели — залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:
а) отображение потребности (мотив);
б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);
в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых).
В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.
Формулировать цель можно различными: способами, в том числе и графически. «Дерево целей» — это связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально-технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.
Важно уже на стадии определения целей предусмотреть все противоречия между ними и избежать дальнейших конфликтов, т. е. уже на этом этапе проектирования необходимо установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения.
Перед каждой системой выдвигаются сразу несколько целей. Одну из них важно конструировать в качестве главной, обобщающей, на достижение которой и направлено функционирование всей системы.
5. Задачи. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Что такое задачи нам уже известно — это этапы достижения целей.
Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.
6. Прогнозирование — один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле — предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Социальное прогнозирование — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Главная задача прогнозирования — научная разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит описательный характер.