2. Методики социального проектирования 

Социальное проектирование использует специальные ме­тодики. Методики — это способы достижения цели; построе­ние социального проекта — это определенным способом упо­рядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует выделить следующие: ме­тодику матрицы идей, методику вживания в роль, метод ана­логии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, мето­дику синектики.

Методика матрицы идей — это когда на основе несколь­ких независимых переменных составляются различные ва­рианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных за­дач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

 

Методика вживания в роль помогает получить более точ­ное представление о том, что нужно сделать в процессе про­ектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализо­ван проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проекти­ровщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

 Метод аналогии является общенаучным и логическим ме­тодом, с помощью которого на основе подобия, сходства пред­метов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях фор­мулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое высту­пает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более до­стоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

— чем больше известно общих признаков г, Р2,..., P3) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вы­вода по аналогии;

— чем существеннее найденные общие признаки у срав­ниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

— чем глубже познана взаимная закономерная связь срав­ниваемых предметов, тем выше степень, вероятности;

— если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свой­ством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозиру­ется, то общее сходство не имеет никакого значения.

 Методика мозгового штурма — связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодей­ствия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществ­ляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

 Методика синектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рас­сматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними уста­навливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Цель социального проектирования — создание технологии, которую можно применить на практике

Социальное проектирование — это деятельность, которая пред­ставляет собой социальную технологию. Социальная технология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной

деятельности, совокупность навыков, методов,

приемов, на­правленных на достижение определенной

цели, реализацию социального заказа.

Посредством технологии абстрактные положения

науки переводятся на конкретный язык указа­ний,

решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

 

Вы здесь: Главная Социология Социология управления