- Социология управления
- 1.2 Отличие управления от менеджмента
- 1.3 Объект, предмет и задачи
- 1.4 Методы социологии управления
- Лекция 2 Развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 2.2 Административная теория Файоля
- 2.3 Классики социологии об управлении
- 2.4 Классическая теория организации: выводы
- 2.5 теория человеческих отношений Мэйо
- 2.6 Иерархическая теория потребностей Маслоу
- 2.7 Двухфакторная теория мотивации Херцберга
- 2.8 Теория стилей руководства Макгрегора
- 2.9 Теория стилей руководства Лайкерта
- 2.10 Стратегия модификации
- Лекция 3 Социальная организация
- 3.2 Социальная организация: признаки, структура, элементы
- Лекция 4 Организационная культура
- 4.2 Уровни и компоненты организационной культуры
- 4.3 Типология организационной культуры
- Лекция 5 Изучение и изменение организационной культуры
- 5.2 Методы изучения организационной культуры
- 5.3 Изменение организационной культуры
- Лекция 6 Социальное проектирование
- 6.2 Методика социального проектирования
- 6.3 Этапы проектирования
- Лекция 7 Формы социального проектирования
- 7.2 Социальная диагностика
- 7.3 Социальное предвидение
- 7.4 Социальное прогнозирование
- 7.5 Социальное планирование
- 7.6 Социальное конструирование и социальная инженерия
ЛЕКЦИЯ 6: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
1. Понятие социальное проектирование. Его объект и субъект.
2. Методики социального проектирования
3. Этапы проектирования
1. Понятие социального проектирования, его объект и субъект.
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.
Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению. Такими понятиями являются следующие: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование. Все эти понятия нами будут рассмотрены. Начнём с уточнения содержания этих понятий:
— Планирование — научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.
— Предвидение — в узком смысле — предсказание, в более широком — предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте.
Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) — человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития.
— Прогнозирование — есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Мы остановимся на социальном проектировании.
Социальное проектирование— это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что:
—социальный объект — противоречив;
— у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);
— невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
— на социальный объект влияет много объективных факторов;
— существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п.
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.
Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».
Субъект и объект социального проектирования
Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.
Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:
1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);
Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования. Информационный массив — это система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.
Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:
1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
2) наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;
3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.
Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:
· он должен быть создан на научной основе,
· не противоречить нравственным нормам,
· выражать общепринятые социальные ценности,
· выражать социальный заказ,
· быть эффективным с точки зрения реализации,
· не содержать противоречий,
· должен быть предназначен для реализации.
Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях.
Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.