- Социология управления
- 1.2 Отличие управления от менеджмента
- 1.3 Объект, предмет и задачи
- 1.4 Методы социологии управления
- Лекция 2 Развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 2.2 Административная теория Файоля
- 2.3 Классики социологии об управлении
- 2.4 Классическая теория организации: выводы
- 2.5 теория человеческих отношений Мэйо
- 2.6 Иерархическая теория потребностей Маслоу
- 2.7 Двухфакторная теория мотивации Херцберга
- 2.8 Теория стилей руководства Макгрегора
- 2.9 Теория стилей руководства Лайкерта
- 2.10 Стратегия модификации
- Лекция 3 Социальная организация
- 3.2 Социальная организация: признаки, структура, элементы
- Лекция 4 Организационная культура
- 4.2 Уровни и компоненты организационной культуры
- 4.3 Типология организационной культуры
- Лекция 5 Изучение и изменение организационной культуры
- 5.2 Методы изучения организационной культуры
- 5.3 Изменение организационной культуры
- Лекция 6 Социальное проектирование
- 6.2 Методика социального проектирования
- 6.3 Этапы проектирования
- Лекция 7 Формы социального проектирования
- 7.2 Социальная диагностика
- 7.3 Социальное предвидение
- 7.4 Социальное прогнозирование
- 7.5 Социальное планирование
- 7.6 Социальное конструирование и социальная инженерия
ЛЕКЦИЯ 2 РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1. Теория рационализации Ф.Тейлора.
2. Административная теория А.Файоля.
3. Классики социологии об управлении.
4. Классическая теория организации: выводы.
5. Теория «человеческих отношений» Э.Мэйо.
6. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.
7. Двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга.
8. Теория стилей руководства Д.Макгрегора.
9. Теория стилей руководства Р.Лайкерта.
10. Стратегия модификации (партисипативная теория).
По мере развития производства и научных исследований в области социологии управления, социологии организаций, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности. Некоторые теории, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в основные положения науки управления.
В социологии и психологии управления получили известность и научную разработку следующие основные теории управления.
1. Теория рационализации Ф. Тейлора
Американца Фредерика Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Тейлор разработал свою концепцию, которую впоследствии называли «концепцией экономического человека».0н открыл также феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков опускаться до уровня середняков, а середняков — до уровня отстающих по производительности труда. Он считал, что трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыполнить норму, как администрация вскоре снизит расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо идущей «угрозы» сверху, на рабочего «снизу» оказывает давление малая группа. Она также не заинтересована в высокой эффективности.
Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. Этому способствовало и то, что в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.
Он рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий, предписанных инструкцией. Основными движущими импульсами Ф. Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.
Руководство Тейлор понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — залог успеха. Ф. Тейлор разработал две концепции — «достигающего работника» и «достигающего руководителя».
Согласно концепции "достигающего рабочего" человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума усилий, но не вредило здоровью. После того как он освоил простой урок, ему следует поручать более сложное задание. Таким способом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициативных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессионального обучения.
Согласно концепции "достигающего руководителя" одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заменяла "функциональная администрация", состоявшая узкоспециализированных (выполнявших какую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь администрация заранее обязывалась обеспечить его документацией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен был стать не только техническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, решать конфликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор считал: прежде чем администрация потребует от подчиненных хорошей работы, она сама должна трудиться в два раза лучше.
Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на, всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской промышленности.