ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ:

 

1. ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

3. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

5. ИЗУЧЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

7. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

 

ЛЕКЦИЯ 1  ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1. Предпосылки возникновения научного управления.

2. Отличие «социологии управления» то «менеджмента».

3. Объект, предмет и задачи социологии управления.

4. Методы социологии управления.

1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРАСТАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Управление — непременное, внутренне присущее свойство общества на любой ступени его развития. Оно непосредственно связано с трудом. Труд же был, есть и всегда будет трудом обще­ственным. Люди, чтобы успешнее противостоять могучим силам природы, отвоевать у нее средства к жизни, с первых же шагов своего существования должны были трудиться сообща, объеди­няться в трудовые организации. Но трудовая организация (трудо­вой коллектив) немыслима без организованности, порядка, разде­ления труда между людьми, определения места человека в орга­низации, его функций. Без социального управления невозможно не только материальное и духовное производство, но и распреде­ление и потребление.

В качестве объективных факторов управления выступает сис­тема объективных закономерностей, действующих в обществе и независимых от воли и сознания людей. Эти закономерности упо­рядочивают систему, устанавливают определенные пропорции в движении ее различных звеньев, направленность, ритмы и темпы ее движения. Если эти закономерности не проходят через созна­ние людей, не познаны и в силу этого не используются ими, то они действуют как стихийные регуляторы.

Люди не способны подчинить себе игру случайных сил, по­ставить их на службу своим целям и интересам. Они вынуждены приспосабливать свою деятельность к требованиям игры. Объек­тивное управление, не подвластное человеку, проявляющееся стихийно, не связано с сознательной деятельностью людей, спе­цифических общественных институтов. Таковы, например, зако­номерности рынка, конкуренции в рыночном обществе, анархии. Именно рыночная стихия, случайная игра многочисленных актов купли-продажи в рыночных условиях хозяйствования, является главной управляющей силой рыночного производства, общества. Стихия рынка, переплетение многочисленных актов спроса и предложения автоматически, без вмешательства людей, общест­венных институтов управляет производством, регулирует обще­ственное разделение труда, устанавливает в хозяйстве определен­ные пропорции, которые опять-таки в силу игры случая, стихии, вновь нарушаются и вновь устанавливаются. В соответствии с за­коном стоимости рыночная стихия управляет не только производ­ством, но и поведением людей, их социальной жизнью.

Наряду с объективными, зачастую стихийно действующими, непрограммируемыми факторами управления в обществе на лю­бой ступени его развития действуют сознательные факторы управления — субъективные, связанные с целесообразной, сознательной, преобра­зующей деятельностью людей. Постепенно формируются специ­альные общественные институты — субъекты управления, т.е. со­вокупность органов и организаций, осуществляющих сознатель­ное воздействие на систему, с тем, чтобы реализовать поставлен­ные цели, добиться запрограммированных результатов.

Итак, в обществе с первых шагов его существования действу­ют два типа факторов управления — объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные). Характерно, что по мере прогресса общества неосознанные факторы управления все более уступают место факторам сознательным, человеческим, связанным с целесообразной деятельностью людей, специфиче­ских общественных институтов (государства, партий и т.п.).

Вообще управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и естественных.  

Управление — это функция биологиче­ских, социальных, технических, организационных систем, кото­рая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает опре­деленный режим деятельности. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий дости­жению максимального эффекта при минимальных затратах ре­сурсов, усилий и времени. То есть управление — это упорядоче­ние соответствующей структуры и обеспечение эффективного ее функционирования в полном соответствии с закономерностями существования и развития данной системы.

Управление присутствует в неживой природе (технических системах); в организмах (биологических системах) и в обществе (социальных системах).

Управление в технических системах — это управление произ­водственно-техническими процессами, механизмами, системами машин — изучается главным образом техническими науками.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами.

Управление в социальных системах — это управление людей людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, другие сообщества с их различными ин­тересами. Это наиболее сложная область управления. Оно являет­ся объектом изучения социальных (социологии, социальной пси­хологии, психологии) наук. В процессе производства, распреде­ления и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, то есть социально-экономические системы. Поэтому социальное управление — свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общест­во с целью его упорядочения, сохранения качественной специфи­ки, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено, прежде всего, по­явлением и развитием разделения труда, которое специализиро­вало труд производителей и коллективов. И здесь социология из­брала свое направление исследования.

Вы здесь: Главная Социология Социология управления