- Социология управления
- 1.2 Отличие управления от менеджмента
- 1.3 Объект, предмет и задачи
- 1.4 Методы социологии управления
- Лекция 2 Развитие управленческой мысли и основные теории управления
- 2.2 Административная теория Файоля
- 2.3 Классики социологии об управлении
- 2.4 Классическая теория организации: выводы
- 2.5 теория человеческих отношений Мэйо
- 2.6 Иерархическая теория потребностей Маслоу
- 2.7 Двухфакторная теория мотивации Херцберга
- 2.8 Теория стилей руководства Макгрегора
- 2.9 Теория стилей руководства Лайкерта
- 2.10 Стратегия модификации
- Лекция 3 Социальная организация
- 3.2 Социальная организация: признаки, структура, элементы
- Лекция 4 Организационная культура
- 4.2 Уровни и компоненты организационной культуры
- 4.3 Типология организационной культуры
- Лекция 5 Изучение и изменение организационной культуры
- 5.2 Методы изучения организационной культуры
- 5.3 Изменение организационной культуры
- Лекция 6 Социальное проектирование
- 6.2 Методика социального проектирования
- 6.3 Этапы проектирования
- Лекция 7 Формы социального проектирования
- 7.2 Социальная диагностика
- 7.3 Социальное предвидение
- 7.4 Социальное прогнозирование
- 7.5 Социальное планирование
- 7.6 Социальное конструирование и социальная инженерия
ЛЕКЦИЯ 7: ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Социальная проекция.
2. Социальная диагностика.
3. Социальное предвидение.
4. Социальное прогнозирование.
5. Социальное планирование.
6. Социальное конструирование и социальная инженерия.
Провал того или иного социального проекта часто является следствием того, что инициаторы понадеялись на здравый смысл, на интуицию, на свои догадки, не проведя хотя бы скромных исследовательских действий. Нередко диагностические и прогностические исследования позволяют уточнить и даже изменить стратегию действий в рамках социального проектирования.
Чтобы не допустить провала проекта, мы должны чётко осознавать,
во-первых, изучить имеющиеся уже сейчас условия деятельности, т. е. провести диагноз обстоятельств, на которые мы можем в своем проекте опереться или которые будут нам противостоять;
во-вторых, нам надо понять, как проект будет развиваться во времени, следовательно, стоит задача спрогнозировать будущие состояния общества, будущие обстоятельства, связанные с нашим проектом, и его воздействие на социальную действительность.
Иначе говоря, нам надо поставить диагноз и сделать прогноз.
I. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ
Социальная проекция: подходы к проблеме
В основании социального проектирования лежит построение социальной проекции. Вообще проекция может быть нескольких видов:
1. Психологическая проекция
Как уже было сказано на предыдущей лекции: термин «projectio» происходит от латинского «бросание вперед, выбрасывание». В основном этот термин использовался в психологии для характеристики восприятия собственных психических процессов как свойство внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств (перенос определенных субъективных представлений на объективный предмет). Проекция играет большую роль в формировании психики, особенно в раннем детском возрасте, когда отсутствует четкая дифференциация между собственным «Я» и внешним миром.
Механизм проекции используется в диагностических целях в так называемых проективных тестах для выявления скрытых мотиваций и побуждений.
Этот вид проекции можно назвать ещё субъективно-личностным, он включает в себя желания, помыслы, фантазии и мотивируется побуждениями личностного психологического ожидания чего-то от будущего.
2. Социальная проекция как форма видения будущего
Кроме психического переноса вполне правомерно рассматривать и перенос социальный. Именно это наполняет проекцию социальным смыслом.
В чём смысл социального переноса?
1. Человек составляет представление: он ожидает что-то от будущего, он всматривается в него, ему свойственны определенные социальные надежды. Они, естественно, личностно окрашены и социально обусловлены. Проще говоря, человек как бы представляет, как он будет жить в том временном измерении, которое еще не оформилось. Этот перенос и есть проекция.
2. Человек делает выбор — социальное предпочтение. Социальная проекция обусловлена социальными качествами и социальными предпочтениями субъекта. Она мотивируется системой социальных ценностей, мировоззрением, социальными предпочтениями и социальными ожиданиями, которые основаны на социальных эмоциях.
3. В отличие от прогноза, проектирования и конструирования, социальная проекция — специфический взгляд в будущее. Перенося на будущее свои сегодняшние социальные чувства и социальные предпочтения, субъект социальной проекции как бы выбирает среди множества версии социального развития ту, которая в максимальной степени соответствует шкале его социальных ценностей. Он не конструирует социальный мир, а только лишь обозревает среди множества возможных миров тот, в котором он бы жил в будущем. Он ищет свой социальный мир. Социальная проекция лишена предметности, но в своей социальной иллюзорности вместе с этим имеет ряд совершенно реальных характеристик.
А) Она не обременена условиями реализации социальных проектов, их ресурсами и технологией, которые, как правило, приводят совершенно не к тому результату, который изначально проектировался.
Б) Проекция не характеризуется этапностью планирования и несоответствием планируемых этапов реальным показателям.
В) Проекция — это не прогноз, основанный на учете составляющих того или иного социального действия.
Можно сказать так, что социальная проекция как взгляд в будущее, основанный на социальном ожидании и социальном предпочтении, не ограничена реалиями бытия.
Социальная проекция отлична от социальной фантазии и социальной иллюзии. Социальная фантазия и социальная иллюзия могут трактоваться как необходимая, но недостаточная часть социальной проекции. И той, и другой свойственны те или иные социальные ожидания, но фантазия и иллюзия лишены обоснованных социальных предпочтений, в частности, тех, которые мотивируют социальное действие. Если социальную фантазию и социальную иллюзию и роднит с социальной проекций взгляд в будущее, основанный на том или ином социальном ожидании, то социальное предпочтение — основная часть социальной проекции, предполагает некоторое социальное действие.
Итак, с осмысления или обозначения социальной проекции мы можем говорить о начале процесса проектирования. Социальная проекция — это некоторая канва, которая задаёт нам ориентиры для будущих действий.