Экономические основы социальной работы: продолжение — Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
Социальная служба — это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в её преодолении.
Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений, предприятий социальных служб, является федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», вступивший в действие в декабре 1995 г.
Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят:
- государственные ( федеральные, региональные);
- муниципальные (местные);
- смешанные (государственно-общественные);
- частные и службы других форм собственности.
К основным видам социального обслуживания относятся:
- материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);
- социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;
- предоставление временного приюта;
- консультативная помощь по различным направлениям;
- реабилитационные услуги и т.д.
Несмотря на кажущееся разнообразие учреждений социального обслуживания и различие названий, всех их можно условно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенного территориального формирования или любой территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т.п.). Находясь максимально близко к месту жительства людей, они преследуют цель оказывать первичную социальную поддержку всем нуждающимся, обратившимся за помощью.
Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где, как правило, имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи.
Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.
К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги правового, психолого-педагогического, медицинского характера. К ним относятся:
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- социальные приюты для детей и подростков;
- центры экстренной социальной помощи по телефону;
- центры (отделения) социальной помощи на дому;
- дома ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких престарелых;
- стационарные учреждения социального обслуживания;
- геронтологические центры и др.
Важную роль играют стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома и интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.
Одной из новых организационных форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным положением о специальном доме для одиноких пожилых людей этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Как правило, жильцами таких домов становятся те, кто заключил договор на передачу своего жилья государству.
Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.
Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар — это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.
Общепрофильные и специализированные социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счёт в банке, их деятельность регламентируется уставом, разрабатываемым с учётом типовых положений. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения, а их структурные подразделения — решением директора центра.
Структуру таких центров можно представить в виде отдельных модулей, набор которых зависит от конкретных обстоятельств, места, времени, ресурсов. Модули могут заменяться или дополняться новыми по мере необходимости, изменения потребностей в социальных услугах их клиентов.
Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работников.
Источниками финансирования социальных служб являются:
- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;
- поступления из Фонда социальной поддержки населения за счёт выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
- средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ;
- финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ;
- дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
- доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;
- доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;
- благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.
Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании.
Экономические функции служб определяются положением об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г.) в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит:
- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);
- консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов;
- содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки;
- социально-экономический патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т.п.
План работы — это обязательный для исполнения адресный документ, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения работ, относящихся к сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения.
План работы может быть комплексным или целевым по отдельным проблемам, в зависимости от сроков исполнения — перспективным (на один год и более длительный срок) и текущим (на месяц, квартал).
Особенностью плана работы социальной службы (центра) является то, что границы его действия совпадают с границами административно-территориального деления и то, что орган управления (районные, городские отделы или управления социальной защиты населения) является организационным звеном в структуре местной администрации.
Поэтому план работы социальной службы (центра) имеет самостоятельное значение, но в то же время является составной частью местной программы социальной защиты населения и направлен на её реализацию.
Разработка плана начинается с анализа социально-экономических и демографических процессов, происходящих на территории (район, город, село и др.). На этом этапе выявляются тенденции, диспропорции, узкие места в экономическом и социальном положении населения, определяются приоритетные направления на предстоящий плановый период.
На основании данного анализа формируется концепция (основные направления) долгосрочного развития социальной службы (центра) и её работы. Затем разрабатываются цели и задачи, производится предварительная оценка ресурсных затрат, разрабатывается структура перспективного, текущего планов службы и её подразделений.
После этого определяются программные мероприятия, исполнители, уточняются необходимые ресурсы. Мероприятия, включенные в план работы, должны быть увязаны с требованиями Положения (Устава) о службе (центре) социального обслуживания населения. Разработанный проект плана согласовывается с вышестоящими органами, заинтересованными службами и предприятиями. План может рассматриваться на попечительском совете, собрании трудового коллектива или расширенном производственном совещании. Утверждается план директором службы (центра), после чего становится документом, обязательным для исполнения. План должен быть доведен до каждого исполнителя.
Важнейшим условием успешной реализации плана является действенная система контроля. Руководителю службы необходимо систематически анализировать и подводить итоги выполнения плана, его отдельных разделов на планерках и совещаниях, оценивать результативность мероприятий на основе вопросов, анкетирования, социологического исследования и т.д.
Структура перспективного плана работы центра социального обслуживания населения на год может быть примерно следующей:
I. Организационная работа.
II. Основные виды социального обслуживания.
III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания.
IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию.
К плану могут прилагаться мероприятия всех структурных подразделений центра, отдельных комиссий, целевые программы. На основе перспективного формируется план-сетка на каждый месяц, квартал или полугодие, который является одной из форм контроля. Таким образом, рациональная деятельность по разработке, осуществлению и контролю за выполнением плана будет служить залогом повышения эффективности социального обслуживания и способствовать успешному решению задач, стоящих перед социальной службой.
Наиболее детально структура перспективного плана работы может быть представлена на примере деятельности центра социального обслуживания населения.
I. Организационная работа:
1) разработка и принятие нормативных актов и других документов, связанных с работой центра и его структурных подразделений: положений о работе ЦСО, комплексных социальных программ и др.;
2) управление центром: делопроизводство, формирование банка данных по всем категориям населения, собрания, планерки, семинары; использование достижений науки и практики.
II. Развитие основных видов социального обслуживания:
1) предоставление материальной помощи: денежной, натуральной; предоставление специальных технических средств для инвалидов;
2) организация социального патронажа на дому: выявление и учёт клиентуры, определение перечня платных и бесплатных социально-бытовых услуг и расширение их ассортимента и ареала;
3) предоставление временного проживания;
4) организация дневного пребывания для одиноких пожилых людей. Предоставление социально-бытового, медицинского, культурного и иного обслуживания в отделении дневного пребывания;
5) консультативная помощь: телефон доверия, психолого-педагогическая, социально-экономическая, правовая, медико-социальная и др.;
6) реабилитационные услуги в мастерских, комнатах психологических разгрузок и т.п.
III. Ресурсное обеспечение социального обслуживания:
1) имущественное обеспечение центра: создание подсобного хозяйства; приобретение необходимого оборудования, транспорта, техники; строительство, ремонт, реконструкция и т.д.;
2) финансовое обеспечение: составление смет расходов бюджетных поступлений; привлечение внебюджетных поступлений от проведения благотворительных мероприятий; обращение за материальной помощью к предприятиям, организациям, фондам и т.д.;
3) хозяйственная деятельность: создание и функционирование собственных или совместных предприятий и производственных служб; организация внутрихозяйственной деятельности;
4) кадровое обеспечение: комплектование кадрами в соответствии со штатным расписанием; проведение учебы и аттестации, конкурсов на лучшего по профессии, разработка и реализация форм морального и материального стимулирования работников; реализация материальных и других льгот для работников, непосредственно оказывающих эти услуги и организующих эту деятельность;
5) льготы по налогообложению в сфере социального обслуживания: внесение предложений в местные органы самоуправления.
IV. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию:
1) контроль за предоставлением социальной помощи и услуг;
2) контроль за деятельностью работников центра (заслушивание отчётов, проведение опроса мнения клиентов, рейдов-проверок и т.д.);
3) контроль за выполнением планов работ центра и его структурных подразделений;
4) подготовка письменного и других отчётов, цифровых данных анализа и других документов о деятельности центра; изучение предложений, заявлений, жалоб граждан.
Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом организационно-экономического механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования.
В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб в решающей степени зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального стимулирования работающих.