Экономические основы социальной работы: продолжение — Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
Разработанные Правительством Российской Федерации подходы к реформированию системы пенсионного обеспечения в ближайшей перспективе (2002–2010 гг.) основаны на опыте развития пенсионных систем в странах с рыночной экономикой.
Суть происходивших в мире процессов сводится к тому, что с улучшением уровня жизни и развитием научно-технического прогресса складывается тенденция к увеличению продолжительности жизни и возрастанию доли пожилых людей в обществе. Из-за этого, а также таких экономических явлений, как инфляция, распределительные подходы стали давать сбои. Возникли новые формы пенсионного обеспечения, соответствующие накопительному принципу. При этом важную роль играют тенденции к старению населения, при котором бюджет не позволяет финансировать систему пенсионного обеспечения, основанную на распределительных принципах.
Рост ВВП на душу населения, развитие инфраструктуры фондового рынка создают предпосылки для решения проблем жизнеобеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан на принципах их индивидуальной ответственности за собственное материальное положение, для применения накопительной системы пенсионного обеспечения. В этой связи во многих развитых странах получили распространение пенсионные системы, сочетающие элементы распределительного и накопительного принципов формирования пенсий.
Общая цель пенсионных систем независимо от их формы — удовлетворение потребностей граждан в данной области. Исходя из этого главный принцип построения системы должен состоять в её гибкости и универсальности, инвариантности и соблюдении интересов сторон — плательщиков и получателей пенсий различных видов. Эти принципы можно провести в жизнь только при наличии сильного демократического государства с относительно стабильной экономикой.
Существо реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации состоит в переходе на трехуровневую систему, включающую социальную пенсию, трудовую (страховую) пенсию и негосударственную пенсию (выплачиваемую через институты профессионального и личного пенсионного страхования).
Базовая, или социальная, пенсия призвана обеспечивать минимальные государственные гарантии социального обеспечения для всех граждан независимо от наличия трудового стажа. Трудовая пенсия выплачивается всем наемным работникам и другим лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Как социальная, так и трудовая пенсия устанавливается и начисляется за счёт средств государства, аккумулируемых в Пенсионном фонде Российской Федерации.
С 2002 г. пенсия состоит из трудовой, накопительной и профессиональной частей, а также добровольных накоплений в негосударственных пенсионных фондах. При этом право на трудовую пенсию при наступлении пенсионных оснований по-прежнему будет иметь каждый работник. Единственно, что предполагается изменить — это механизм расчёта её суммы. Пенсия в новых условиях будет рассчитываться исходя из заработка за всю трудовую жизнь (сейчас в большинстве случаев её расчёт ведется из суммарного заработка за пять лет).
Помимо трудовой фиксированной части пенсии будет выплачиваться так называемая накопительная пенсия.
В настоящее время все работники отчисляют в Пенсионный фонд 1 % собственной заработной платы. Еще 28% фонда оплаты труда в него вносят работодатели. Все, что откладывает себе на старость трудовое население, тут же идет на выплаты нынешним гражданам пожилого возраста.
С 2002 г. каждый работающий гражданин получает индивидуальный накопительный счёт, где будет накапливаться часть его взносов на старость. При этом за счёт того, что эти средства будут пускаться в оборот, они будут возрастать в своих размерах.
Планируется первоначально установить для всех граждан единую ставку накопительных взносов — 2% фонда заработной платы, которая постепенно будет повышена (в 2010 г.) до 9%. Эти средства для всех своих работников предприятия должны будут вносить в обязательном порядке. При этом общий размер выплат в Пенсионный фонд останется неизменным — доля взносов в распределительную систему «общего котла» будет снижаться по мере увеличения накопительных взносов.
Предполагается, что «прокручивать» пенсионные средства будут несколько управляющих компаний, которые отберут на публичных конкурсах. Причем размещение денег и государственный контроль за их продвижением будут достаточно жесткими, чтобы обеспечить их сохранность.
Если трудовую и накопительную пенсии будут получать все работавшие граждане, то так называемые профессиональная и негосударственная пенсии станут уделом немногих. Первая призвана заменить собой существующие льготные пенсии, которых сейчас насчитывается более 150. Предполагается сокращение их числа до 15–20. Сохранятся льготы для работающих на Крайнем Севере, для военнослужащих. Однако вряд ли справедливо выплачивать льготные пенсии за счёт бюджета, например, работнику литейного цеха приватизированного предприятия. Поскольку оно стало частной собственностью, новые владельцы должны заботиться о социальном благополучии своего персонала. Эту дополнительную пенсию, получающую название профессиональной, должны обеспечивать работодатели. Варианты здесь могут быть разные: либо в виде дополнительных взносов на специальные накопительные счета, либо путем инвестирования средств через профессиональные пенсионные фонды. Может быть и такой вариант: работодатель подсчитает, что ему выгоднее: доплачивать ежемесячно работнику достаточно высокие суммы за вредные условия на производстве или вообще существенно изменить условия труда, чтобы вредное производство перестало быть таковым.
Негосударственные пенсии будут получать участники негосударственных пенсионных фондов — те, кто решит самостоятельно откладывать дополнительные средства на достойную старость, или те, за кого уже начисляют или будут начислять взносы их предприятия. В России в настоящее время уже действуют около 300 негосударственных пенсионных фондов, участниками которых являются более 2,5 млн человек. Опыт функционирования отечественных негосударственных пенсионных фондов позволяет сделать вывод о том, что их услуги достаточно привлекательны для российского населения. Это достигается доступностью и демократичностью первоначального вклада, умелым размещением инвестиционных капиталов, разнообразием предлагаемых пенсионных схем, позволяющих сделать выбор с учётом интересов и материальных возможностей вкладчиков и фондодержателей.
Наиболее крупные негосударственные пенсионные фонды за сравнительно небольшой период времени (с середины 90-х гг.) не только сумели аккумулировать значительные финансовые средства, увеличить контингент вкладчиков, но и осуществили пенсионные выплаты в достаточно ощутимых размерах. Перспективность негосударственных пенсионных фондов в России видится в усилении их реального вклада в развитие сферы дополнительного социального обслуживания. Социальная опека с учётом различий в материальном, семейном, профессиональном положении лиц, нуждающихся в поддержке, становится насущной задачей как государственных, так и негосударственных социальных фондов.