Экономические основы социальной работы: продолжение — Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении. Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут «ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчётности».
Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менеджеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.
Контроль может носить правовой, административный характер; большое значение имеет технический, экономический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.
Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов разных форм собственности. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации представляют собой государственную собственность.
В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их исполнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый «как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления».
В Российской Федерации сущность государственного и муниципального финансового контроля законодательно не определена. Содержание и вопросы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации раскрыты в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Согласно этому документу в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Все это представляет собой перечень основных задач государственного финансового контроля, что, безусловно, недостаточно для раскрытия его сущности. Кроме того, в числе задач не упоминается контроль за использованием закрепленного за государственными организациями и учреждениями имущества, в то время как оно является такой же составляющей государственной собственности, как бюджетные средства, и, помимо этого, может выступать источником мобилизации и расходования денежных средств. Значит, «содержание государственного финансового контроля сведено к задачам бюджетного контроля, тогда как бюджетный контроль — это хотя и существенная, во многом определяющая, но все-таки часть государственного финансового контроля»
Специалисты нередко под финансовым контролем понимают государственный финансовый контроль или совокупность государственного и муниципального контроля. Это, безусловно, создает путаницу в понимании сущности каждого из них. Необходимо различать финансовый контроль в целом и отдельные его виды, к числу которых относятся государственный и муниципальный контроль.
Подходы к определению указанных видов финансового контроля, содержащиеся в трудах российских ученых, не разрешают проблему, поскольку демонстрируют наличие различных точек зрения на его сущность; нередко носят обобщенный характер, не в полной мере отражают особенности конкретного вида финансового контроля и поэтому нуждаются в некотором уточнении. Необходимо признать, что дать в одной формулировке всеобъемлющее представление об определяемом понятии — непростая задача. Вероятно, не избежать обобщенных слов и словосочетаний, которые потребуют дополнительного разъяснения.
Л.Н. Овсянников считает, что государственный финансовый контроль — это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер. Такая трактовка контроля имеет излишне обобщенный, отвлеченный характер и не раскрывает реальных проявлений предмета исследования.
А.Н. Козырин понимает под финансовым контролем осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности. Данное определение содержит достаточно обширный перечень целей контроля, но в нем не указаны объекты и способы его осуществления.
Н.И. Химичева придерживается следующего мнения: «финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Упоминаемый в определении термин «контроль» требует дополнительного разъяснения, поскольку не дает представления о характере работ, способствующих достижению поставленных целей. Кроме того, предложенное определение не содержит указание на объекты контроля».
По мнению С.О. Шохина, под государственным финансовым контролем следует понимать многоаспектную межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и учреждений с целью объективной оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета. Вызывает сомнение оправданность представления государственного финансового контроля как системы надзора, поскольку, во-первых, на практике понятия «контроль» и «надзор» зачастую употребляются как синонимы; во-вторых, если рассматривать контроль и надзор в качестве методов осуществления деятельности контролирующих органов, согласно теории контроль осуществляется ими по отношению к подчиненному или подведомственному подконтрольному субъекту; надзор реализуется органами исполнительной власти по подведомственным им вопросам в отношении не подчиненных им субъектов. Поскольку речь идет о государственном финансовом контроле, объектами которого являются субъекты различных форм собственности, имеют место оба случая, что не позволяет рассматривать такой контроль исключительно как систему надзора. Кроме того, объект надзора — только законность, но не целесообразность. Как отмечает Д.М. Овсянко, «при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорной организации не допускается.» То, что в качестве объектов государственного контроля выступают субъекты различных форм собственности и функционального назначения, существенно усложняет задачу формулирования определения, позволяющего получить всеобъемлющее представление о сущности государственного финансового контроля.
Н.П. Ефимова предлагает рассматривать государственный финансовый контроль как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов по проверке эффективного и законного использования финансовых ресурсов, государственной и муниципальной собственности. Очевидно, что под государственным контролем автор понимает и муниципальный контроль, что неоправданно, поскольку в Бюджетном кодексе Российской Федерации эти два вида финансового контроля четко разграничены. Помимо прочего, данное определение имеет тот же недостаток, что и определение, предложенное Н.И. Химичевой, а именно: требует уточнения того, что понимается под деятельностью по контролю. Что касается предметов контроля, то в определении Н.П. Ефимовой наиболее точно отражена особенность финансового контроля вообще и государственного (муниципального) контроля в частности, поскольку, как уже отмечалось, ими являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием общественных финансовых ресурсов. Представляется неоправданным упоминание государственной и муниципальной собственности наряду с финансовыми ресурсами, поскольку в состав каждой из указанных форм собственности входят средства соответствующего бюджета и внебюджетных фондов. Очевидно, вместо них определение должно содержать указание на «использование государственного имущества (имущества органов местного самоуправления), закрепленного за государственными (муниципальными) организациями и учреждениями. Кроме того, определения «целевое», «эффективное» и «законное» использование финансовых ресурсов и собственности указывают на цель контроля и должны быть выделены из строки, содержащей описание его предмета».