Экономические основы социальной работы: продолжение — Формы организации социального обслуживания
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
Говоря выше о формах участия государства в предоставлении социальных услуг, мы включали в понятие государства все уровни организации власти и местного самоуправления. Особенностью социального обслуживания является то, что оно осуществляется главным образом муниципальными организациями.
Уход за нуждающимися на дому обычно организуется органом местного самоуправления. В западных странах для обозначения этой формы организации социального обслуживания используют понятие "общинное обслуживание"(community care). Органы местного самоуправления создают специальные службы по уходу на дому или нанимают по контрактам медицинских сестер и социальных работников. При этом деятельность таких служб и социальных работников включает не только само обслуживание престарелых и инвалидов. Оказывается содействие лицам, добровольно ухаживающим за своими родственниками, друзьями, соседями. Эти услуги для обслуживающих включают консультации, психологическую помощь, помогающую им справиться с неизбежным нервным напряжением, а также временную подмену, для того чтобы дать им возможность отдохнуть. Уход на дому, помимо муниципальных организаций, осуществляют частнопрактикующие медицинские сестры и социальные работники, а также благотворительные организации.
Обслуживание в стационарах длительного и дневного пребывания, предоставление услуг по социальной реабилитации осуществляются муниципальными и государственными учреждениями, негосударственными благотворительными и коммерческими организациями. Примером последних являются частные стационары социального обслуживания в Великобритании. Это, как правило, классические семейные предприятия, создаваемые медицинским работником вместе с супругой(м) в доме, специально купленном ими для этих целей за счёт ипотечного кредита.
Приюты для сирот, бездомных, одиноких престарелых обычно являются муниципальными, но создаются также и частными организациями. В Австралии, Великобритании, Швеции и в других западных странах расширяется сеть частных домов, в которые могут переехать для жительства пожилые люди с умеренной инвалидностью и небольшими ограничениями способности к самообслуживанию. Люди, переселяющиеся в эти дома, оплачивают проживание в них.
Степень вовлеченности государства в предоставление социальных услуг
Распределение издержек по уходу между семьями и государством существенно зависит от социально-культурных факторов и развитости семейных связей. Страны с развитой рыночной экономикой могут быть разбиты на четыре группы, различающиеся по ценностным представлениям об ответственности за социальное обслуживание престарелых людей и по отражающему эти представления уровню развития систем социального обслуживания (см. табл. 6.1).
Первая группа — страны Южной Европы: Испания, Италия, Португалия. Они имеют относительно меньшую долю старшего населения и развитые структуры семейных связей. Уход за престарелыми и инвалидами считается долгом их родных. Обязательства родственников предоставлять друг другу материальную помощь и уход закреплены законодательно. Это обусловливает невысокий спрос на социальное обслуживание, осуществляемое сторонними лицами. Например, в Италии уход на дому предоставляется муниципалитетами только для тех инвалидов и престарелых, у которых низкие доходы и в то же время нет близких родственников, способных за ними ухаживать.
Вторая группа: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Люксембург, Франция, Япония. В этих странах также сильно развиты ценностные представления об обязанности каждого поколения поддерживать своих родителей, и такие обязательства закреплены законодательно. Однако предоставление длительного ухода либо включается в программы обязательного социального страхования, либо его стоимость может быть оплачена из средств муниципалитетов, если индивид сам не в состоянии покрыть такие расходы.
Третью группу составляют Великобритания, Ирландия, США. В этих странах закон не возлагает на родственников обязательства обеспечить или оплатить уход за родителями. Уход лицам с низкими доходами предоставляется за счёт государства. Немощные престарелые люди и инвалиды направляются в дома сестринского ухода после проверки уровня их доходов. Остальные должны сами оплачивать услуги по уходу. Другие члены семьи могут чувствовать себя морально обязанными покрыть часть этих расходов.
Четвертая группа включает скандинавские страны и Нидерланды. Они характеризуются высокой долей старых людей в общей численности населения, экономической независимостью друг от друга родителей и взрослых детей и универсальным государственным обеспечением социальными услугами престарелых и инвалидов. Социальные услуги оказываются всем, кто испытывает нужду в такой помощи, и соответствующие обязательства государства четко сформулированы. Хотя в этих странах взрослые дети, в особенности дочери, ухаживают за родителями, престарелые люди рассматривают доступ к общественным услугам как их право, не зависящее от семейной ситуации. В то же время содействие родных расценивается как дополнительная помощь, предоставляемая по их доброй воле.