Откачка колодца на http://ekodom.pro.

Экономические основы социальной работы: продолжение — Сущность и формы социального страхования

Пенсионное обеспечение и социальное обслуживание в социальной защите граждан

Сущность и формы социального страхования

Социальное страхование — форма социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Можно считать, что социальное страхование органично входит в современную систему социальной защиты населения, включающей такие основные элементы, как рассмотренная выше совокупность государственных социальных гарантий отдельным категориям населения, различные формы социальной помощи (государственного вспомоществования) нуждающимся.

Социальное страхование направлено на решение двух основных задач: обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий по охране труда и обеспечению безопасности его условий; реализацию мер, гарантирующих материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших её.

В качестве современных форм социального страхования могут быть названы обязательное, добровольное и корпоративное.

Обязательное социальное страхование — разновидность социальных гарантий, установленных действующим законодательством, в связи с утратой дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники их предоставления — страховые взносы работодателей и работников, а также средства государственного бюджета. Правовая природа этого вида страхования — замещение утраченной заработной платы и других трудовых доходов. В его основе лежат солидарность страхователей и застрахованных.

Добровольное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (бюджетов всех уровней). Оно может быть личным и коллективным и предполагает защиту от последствий несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение. Финансовые источники этого вида страхования — взносы (добровольные) работников и работодателей. Определяющая характеристика — наличие страхового договора. Отличительными чертами добровольного страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Добровольное социальное страхование принято рассматривать как дополнение к обязательному страхованию, а не как альтернативу. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.

Корпоративные системы страхования — системы социальной защиты работников, организуемые работодателями за счёт доходов, направляемых на удовлетворение социальных потребностей работников (медицинскую и оздоровительную помощь, оплату жилищных, транспортных, учебных услуг, услуг в области культуры, фирменные пенсионные выплаты и т.п.).

Субсидии государства на пополнение фондов социального страхования (фондов социальной защиты) включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотаций на покрытие дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее время растет значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования — доходов от капитализации взносов застрахованных и работодателей (страхователей).

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их доходов. По существу — это прямой целевой налог. Ставки взносов в большинстве развитых стран устанавливаются в процентах от валового заработка и являются пропорциональными независимо от величины дохода. При этом предусматриваются минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной валовой заработной платы, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Основным среди названных видов страхования по объему финансовых средств, массовости охвата и разнообразию услуг является обязательное социальное страхование (прежде всего пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве, в связи с безработицей и другими социальными рисками). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60–70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15–20% ВВП. В России в 1999 г. на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходилось около 45% затрат, выделенных на цели социальной защиты, и 7,3% ВВП.

Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования — один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики. В этой связи весьма важным является правовое признание затрат по социальному страхованию работников общественно необходимыми для воспроизводства рабочей силы и их включение в себестоимость продукции (т.е. признание налогового характера данных затрат).

Основные направления и задачи совершенствования системы социального страхования

Действующая в России система социального страхования даже при существенных новациях, осуществленных в последние годы в этой сфере, сохраняет черты, в большей мере свойственные социальной помощи, чем страхованию. При высокой нагрузке на работодателей по взносам в социальные фонды уровень большинства социальных выплат недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Реально системы социального страхования и социальной помощи не разделены. Весьма существенно и то, что принципы и инструментарий организации финансирования и систем социальных гарантий, которые широко используются в мировой практике реализации различных видов социального страхования, — социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, обеспечение связи уровней социальных рисков и страховых тарифов, в конкретной российской практике в полной мере не задействованы.

Роль (правовой статус) внебюджетных социальных фондов нередко сводится лишь к функциям финансовых учреждений, собирающих взносы и распределяющих поступившие средства. Между тем долголетний опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования помимо финансовых задач по компенсации утраты доходов (заработков) призваны выполнять и другие функции: оздоровление трудящихся и членов их семей, организация бесплатного лечения, проведение крупномасштабных программ по реабилитации инвалидов и психологической помощи пострадавшим.

Исходя из того, что ст. 7 Конституции Российской Федерации определила, что Россия — социальное государство, уже в ближайшей перспективе предстоит законодательно закрепить решение ряда принципиальных вопросов, обеспечивающих правовое поле становления социального страхования. Среди этих вопросов: какие из социальных гарантий обеспечиваются за счёт бюджета Федерации и бюджетов её субъектов, а какие — за счёт средств обязательного социального страхования; в каких размерах необходимо повысить заработную плату и другие трудовые доходы и понизить налоги с физических лиц, чтобы передать часть страховой нагрузки на работников и снизить её соответственно с работодателей; какие меры следует принять в направлении повышения управления системами социального страхования полномочными представителями работников и работодателей?

В ближайшей перспективе в целях совершенствования системы обязательного социального страхования также предстоит сформировать организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования: укрепление солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий реальной защиты застрахованных; повышение личной ответственности работников за формирование своего статуса как застрахованных; реализация в должной мере ответственности государства за состояние и соблюдение социальных гарантийных прав работающих на защиту от социальных (в том числе и профессиональных) рисков; разграничение полномочий основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) по организации и управлению системой и отдельными видами страхования исходя из четкого определения ролевых функций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов.

Процесс решения всех названных вопросов не может быть длительным, ибо без этого система страховых принципов организации социальной защиты не будет реализована в достаточной степени. Особенно важно реализовать систему мер по совершенствованию методов и принципов социального страхования применительно к пенсионному обеспечению престарелых граждан, пенсионному обеспечению и социальной поддержке инвалидов, социальной защите лиц, потерявших работу.

Вы здесь: Главная Социальная работа Экономические основы социальной работы: продолжение