Экономические основы социальной работы: продолжение — Оплата труда работников социальных служб

Кадровое обеспечение и оплата труда работников социальных служб. Заработная плата бюджетных работников.

Оплата труда работников социальных служб и требования к их квалификации

22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». Была признана необходимость социальной защиты населения. Профессиональная социальная работа получила официальный статус.

Обособление сферы социальной защиты населения в самостоятельный институт поставило перед государством острую проблему насыщения новой отрасли квалифицированными кадрами.

В апреле 1991 г. впервые в России в официальный справочник была включена профессия «социальный работник». С этого времени основным условием реформирования и повышения эффективности деятельности в сфере социальной защиты населения стала разработка и осуществление Федеральной программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

В настоящее время желающие стать профессионалами в области социальной работы имеют возможность получать различную профессионально-уровневую квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, лицеях, колледжах), в вузах, аспирантуре.

В сфере социального обслуживания значительно уже возможности механизации и автоматизации труда, хотя и здесь используются компьютеры, создаются автоматические базы данных и т.д. Чрезвычайно велика роль субъективного фактора, в совокупных затратах труда преобладает живой, а не овеществленный труд. Отсюда трудности в нормировании труда и оценке его результатов.

Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях. Оплата труда — основной инструмент возбуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.

В социалистической экономике проблему оплаты труда в течение многих лет пытались решить по правилу «оплата труда должна соответствовать его количеству и качеству». Однако перенести это правило из области теоретизирования на практическую почву так и не удалось.

Причина в том, что неразрешимую проблему представляет измерение количества труда как количество затрачиваемой работником физической энергии и умственных усилий.

Предположение о прямо пропорциональной зависимости между количеством труда и затратами рабочего времени условно, а именно на нем зиждется повременная оплата труда, широко распространенная как в нерыночной, так и в рыночной экономике. Представляет трудность определение цены часа рабочего времени как многофакторного показателя.

Наиболее предпочтительна используемая в системе социальной работы повременная система оплаты труда, основанная на использовании сетки тарифных ставок и должностных окладов, применительно к определенному уровню квалификации работника.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, практический опыт и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Оплата труда работников государственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная система — это совокупность нормативов, с помощью которых государство регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от квалификационных признаков, характера и условий труда работников.

Тарифная система включает тарифно-квалификационные требования, тарифные ставки, тарифную сетку и районные коэффициенты к заработной плате.

Квалификационные требования к работающим в сфере социального обслуживания состоят в следующем:

- специалист по социальной работе высшей категории должен иметь высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее трех лет;

- специалист по социальной работе I категории — высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее трех лет;

- специалист по социальной работе II категории — высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее трех лет;

- специалист по социальной работе — высшее образование без предъявления требований к стажу работы и сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее пяти лет.

Тарифная сетка — это шкала, определяющая положение тарифных ставок второго и последующего разрядов работающих к тарифной ставке первого разряда. Тарифная сетка характеризуется числом разрядов, диапазоном сетки и межразрядными соотношениями, т.е. абсолютными и относительными (в %) нарастаниями тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Единая тарифная сетка (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы приведена в табл. 19.

Таблица 19

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Тарифный разряд

Тарифный коэффициент

Абсолютное возрастание тарифных коэффициентов

Относительное возрастание тарифных коэффициентов, %

1

1,0

-

-

2

1,30

0,30

30

3

1,69

0,39

30

4

1,91

0,22

13

5

2,16

0,25

13

6

2,44

0,28

13

7

2,76

0,32

13

8

3,12

0,36

13

9

3,53

0,41

13

10

3,99

0,46

13

11

4,51

0,52

13

12

5,10

0,59

13

13

5,76

0,66

13

14

6,51

0,75

13

15

7,36

0,85

13

16

8,17

0,81

11

17

9,07

0,90

11

18

10,07

1,00

11

Повышение тарифных ставок работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ самостоятельно за счёт их бюджетов.

Тарификация работников зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности. Тарифно-квалификационные характеристики «социального работника» содержат следующие требования по разрядам оплаты:

- 3-4-й разряды — среднее полное (общее) образование или основное общее образование и индивидуальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

- 4-5-й разряды — начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее трех лет;

- 6-7-й разряды — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет;

- 8-й разряд — высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

Требования к квалификации по разрядам «специалиста по социальной работе»:

- 9-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее года, или высшее иное образование и стаж работы не менее двух лет, или соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет;

- 10-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы по специальности не менее двух лет, высшее иное образование и стаж работы не менее трех лет или соответствующее профилю среднее специальное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет;

- 11-й разряд — высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы по специальности не менее трех лет или высшее иное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;

- 12-й разряд — высшее соответствующее образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет или высшее иное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее семи лет;

- 13-й разряд — высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее пяти лет и наличие научно-методических разработок по профилю работы.

Постановлением Минтруда РФ от 22 февраля 1996 г. № 12 изменен диапазон разрядов должности «социальный работник» в приложении № 1 «Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации». При этом разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с ETC:

- социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в перечень, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;

- специалистам по социальной работе, занятым с наиболее сложными категориями населения, в том числе с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями «группы риска», одинокими несовершеннолетними матерями, с лицами, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонных к суициду, с вернувшимися из мест лишения свободы; осуществляющим методическое руководство и помощь работникам в организации обслуживания населения, при внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;

- социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), деятельность которых протекает в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определенный решениями Правительства РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти РФ. Статья 36 федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имею право на:

1) работу на условиях трудового договора (контракта);

2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт соответствующих бюджетных ассигнований;

3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

5) повышение квалификации за счёт работодателя;

6) бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники государственного или муниципального секторов социального обслуживания имеют право на:

1) обеспечение специальной одеждой, обувью или инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;

2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждений, оказывающих юридическую помощь;

3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;

4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;

5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с российским законодательством на работников учреждений социального обслуживания государственной и муниципальной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, аналогичные льготам педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. А на медицинских работников этой системы, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, — льготы, предусмотренные для медицинских работников системы государственных учреждений здравоохранения.

Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются учредителями на договорной основе.

Тарифно-квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единых квалификационных требований по разрядам оплаты.

Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской Федерации» (с изменениями от 31.05.01.) кроме квалификационных требований содержит также перечень должностных обязанностей и необходимого объема профессиональных знаний. В качестве примера приведем:

1) Перечень должностных обязанностей заведующего отделением (социальной службой) 11-14-го разрядов: осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их деятельностью. Отвечает за ведение документации, учёт и отчётность отделения. Организует сохранность материальных ценностей. Осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно-эпидемиологического и противопожарного режимов. Организует выявление и учёт граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы с учётом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам. Регулярно контролирует качество оказания социальных услуг и их соответствие потребностям обслуживаемых граждан. Проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы её оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Организует их питание, отдых, посещение культурно-массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования, благотворительными, религиозными объединениями. Осуществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координирует их деятельность. Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия торговли, общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания и т.д. предоставление обслуживаемым необходимых видов и форм помощи. Организует приём, сохранность и распределение гуманитарной помощи среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимает меры по их реализации.

При этом он должен знать теорию и методику социальной работы; законы и постановления, принятые на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

2) Должностные обязанности специалиста по социальной работе, 8-13-й разряды: выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, а в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и религиозные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления, принятые на федеральном, региональном и местных уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Раздел «Должностные обязанности» тарифно-квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему указанную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.

Соответствие фактически выполняемых работником обязанностей его квалификации определяет аттестационная комиссия учреждения. Она же проводит переаттестацию работников в соответствии с положениями о проведении аттестации и переаттестации работников учреждений, организаций, предприятий системы социальной защиты населения и работников здравоохранения.

Оплата руководителей учреждений и организаций социального обслуживания проводится в соответствии с показателями отнесения их к группам по оплате труда, определяемым вышестоящими органами управления:

Кроме основной оплаты согласно присвоенным разрядам работники социальных служб имеют доплаты и надбавки.

Надбавки к окладу руководителям (директор, заместитель, главный бухгалтер) устанавливаются решением вышестоящего органа управления.

Специалистам по социальной работе выплачиваются надбавки за продолжительность непрерывной работы в размере 20% оклада (ставки) за первые 3 года работы и 10% за последующие 2 года непрерывной работы. При этом максимальный размер надбавок не может превышать 30% оклада (ставки).

Надбавка устанавливается только по основной должности. В стаж непрерывной работы, дающей право на получение надбавок, засчитывается время непрерывной работы, в том числе по совместительству, в учреждениях здравоохранения, соцзащиты и Госсанэпиднадзора.

Доплата за работу в ночное время производится в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

Оклады (ставки) повышаются на 15% в связи с опасными условиями труда.

Специалистам, работающим на селе, оплата повышается на 25%.

Такие же надбавки к заработной плате устанавливаются врачам (10-15-й разряды) и педагогам-психологам (10-15-й разряды).

Деятельность работников социальных служб регламентируется дополнительной инструкцией, утвержденной руководителем соответствующего подразделения службы.

Должности специалистов по социальной работе и социальных работников вводятся из расчёта обслуживания одним работником не менее 8 пенсионеров и инвалидов на дому, проживающих в городе, и не менее 4 — в сельской местности или в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытовых удобств.

Зоны обслуживания для специалистов по социальной работе и социальных работников и график их работы устанавливаются заведующим отделением с учётом степени и характера потребности клиентов в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, но при условии посещения каждого клиента не менее 2-3 раз в неделю.

Должность заведующего отделением вводится при условии обслуживания не менее 60 клиентов, проживающих в сельской местности или городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и 120 — в городе.

Аттестация работников проводится специальной аттестационной комиссией по мере необходимости, но не реже чем через 5 лет.

Порядок и нормы обслуживания клиентов социальных учреждений устанавливаются исполнительными органами власти соответствующего уровня, их нормативно-правовыми документами.

Организация труда, нормы обслуживания и оплаты труда работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями на договорной основе.

Основы законодательства Российской Федерации предоставляют субъектам Федерации широкие возможности для насыщения отделов социальной работы профессиональными кадрами, создания условий для повышения их экономического и социального статуса в соответствии с особенностями регионов.

Вы здесь: Главная Социальная работа Экономические основы социальной работы: продолжение