Экономические основы социальной работы: продолжение — Участие государства в социальном обслуживании
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
Распределение бремени социального обслуживания между нуждающимися лицами, их близкими и другими членами общества выступает предметом социальных ценностных оценок. Представления о родственном долге, а также сила родственных связей (родственных социальных сетей) являются факторами, определяющими размеры нагрузки по уходу за нуждающимися на их близких и соответственно масштабы спроса на такие услуги, предоставляемые сторонними лицами. Уход за престарелыми и инвалидами рассматривается в одних странах, например в исламском мире и в государствах юга Европы, как долг родных или членов местного сообщества. В других европейских странах на родственников и друзей тех людей, которым нужен уход, такая моральная ответственность возлагается в меньшей мере, и денежный спрос на социальное обслуживание выше. Но практически повсеместно производится оценка с позиций социальной справедливости распределения издержек социального обслуживания, которые несут нуждающиеся или их семьи, имеющие разный уровень дохода.
Понятия справедливости в применении к социальному обслуживанию могут выражаться в требовании того, чтобы каждый нуждающийся в уходе, приюте имел возможность получать по крайней мере некоторый минимум таких услуг вне зависимости от его социального статуса и материального положения. Справедливость может пониматься и как право человека на социальное обслуживание в соответствии с его нуждами, то есть право на равное обслуживание при равной потребности и право на сравнительно больший объем услуг при большей в них потребности. Во многих обществах справедливость связывается с понятием равнодоступности. Оно означает, что каждый должен иметь одинаковые издержки доступа к социальному обслуживанию при одинаковой нужде в нем. Причем в издержки должны включаться не только финансовые затраты, но и все другие приносимые жертвы и упущенные возможности.
Требования, порождаемые такими представлениями о социальной справедливости, как правило, невыполнимы, если услуги будут оказываться на основе их покупки самими потребителями или их близкими. Если бы нужные людям услуги по уходу приобретались исключительно за счёт самих потребителей или за счёт их близких, то для лиц с низкими доходами зачастую было бы слишком трудно оплатить соответствующие услуги в том количестве, которое в обществе признается минимально необходимым. Различия в покупательной способности семей порождают различия в количестве и качестве покупаемых услуг при сходных потребностях. Поэтому бремя ухода за престарелыми и инвалидами окажется неодинаковым для семей с разным уровнем доходов. Бедные будут вынуждены тратить больше своих собственных сил на уход за родственниками, чем богатые. Оценка такого положения дел как несправедливого порождает требования к обществу перераспределить это бремя.
Представления о социальной справедливости и изъяны экономических отношений обмена в применении к рассматриваемым социальным услугам выступают причинами, заставляющими государство принимать участие в осуществлении социального обслуживания. Как и в других отраслях социальной сферы, такое участие государства включает выполнение следующих трех функций: 1) предоставление искомых услуг; 2) финансирование; 3) регулирование.
Предоставление социальных услуг. Участие государства в предоставлении социальных услуг призвано обеспечить реализацию принципов социальной справедливости и разрешить проблемы недостаточной информации и нерациональности потребительского выбора.
Повсеместно государством созданы учреждения для оказания определенных видов социальных услуг определенным категориям нуждающихся в них. Как правило, в государственных учреждениях социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату, лишь частично возмещающую расходы. Состав обслуживаемых категорий и видов услуг различается в разных странах. Общим принципом является предоставление государством услуг для лиц с низкими доходами, детей-сирот и детей-инвалидов, бездомных.
Государственные учреждения являются некоммерческими организациями, деятельность которых контролируется и направляется административными методами. У них отсутствует интерес к извлечению прибыли, побуждающий частных производителей получать выгоду от несовершенства информации у клиентов и нерациональности их выбора. Вместе с тем у государственных учреждений есть иные интересы, побуждающие их пользоваться своими преимуществами в ущерб интересам клиентов. Зачастую обслуживание в государственных учреждениях организовано так, как это удобно их персоналу, а не так, как этого требуют интересы клиентов. Проблемы несовершенства информации у клиентов и высоких издержек смены поставщика не разрешаются автоматически благодаря тому, что поставщиками услуг являются государственные учреждения, а не частные коммерческие организации. Решение этих проблем требует создания эффективных институтов давления клиентов на персонал государственных учреждений (механизмы подачи и рассмотрения жалоб, участия в оплате услуг и т.п.) и неослабевающих усилий государства и гражданского общества по поддержанию этих институтов.
Финансирование. Государственное финансирование социального обслуживания служит реализации требований социальной справедливости и решению проблемы учёта внешних эффектов. Получателями финансовых средств могут выступать не только государственные, но и частные производители услуг.
Благодаря государственному финансированию обеспечивается предоставление социальных услуг малоимущим и выравнивание доступности этих услуг для разных групп населения. Государственное финансирование производится за счёт налоговых поступлений. Использование налоговых доходов в качестве источника финансирования социального обслуживания является средством перераспределения издержек этого обслуживания между членами общества. Вследствие государственного финансирования эти издержки не ложатся полностью на самих получателей услуг и на ухаживающих за ними родных и друзей.
Выделение субсидий производителям социальных услуг может быть инструментом учёта внешних эффектов социального обслуживания и увеличения его объемов по сравнению с ситуацией, когда такое обслуживание предоставляется исключительно за счёт потребителей и их семей. Государство, взимая налоги и финансируя за их счёт производителей социальных услуг, снимает проблему организации коллективных действий всех тех лиц, кого заботит оказание должной помощи нуждающимся. Уплата налогов может рассматриваться членами общества, в частности, как передача государству ответственности за обеспечение нуждающихся. Правда, так происходит лишь в некоторых странах, например в Северной Европе. В других странах государственное финансирование социального обслуживания дополняется развитой частной благотворительностью.
Регулирование. Государство регулирует деятельность частных производителей социальных услуг. Это выражается в контроле за условиями оказания услуг, предъявлении требований к уровню квалификации работников, оказывающих те или иные услуги, и т.п. В частности, государство лицензирует и инспектирует деятельность по социальному обслуживанию, осуществляемую частными организациями и лицами, чтобы обеспечить соответствие предоставляемых услуг стандартам безопасности и качества.