Экономические основы социальной работы: продолжение — Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
Пенсия — гарантированная законом денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.
По своей экономической природе и назначению пенсии как элемент системы социального страхования призваны решать задачу замещения потери (полной или частичной) заработка или семейного дохода в связи с названными выше страховыми случаями.
Важной теоретической проблемой является сущность пенсий, то или иное её решение во многом предопределяет характер норм пенсионного законодательства. Пенсии могут рассматриваться либо как форма содержания нетрудоспособных обществом и за счёт общества, либо как особая форма оплаты за прошлый труд. Признание за пенсионными выплатами той или иной природы обусловливает различие подходов к дифференциации её размеров. При первом подходе дифференциация пенсий должна обусловливаться только степенью утраты трудоспособности, а при втором — степенью финансового участия в расходах на пенсионное обеспечение предыдущих поколений пенсионеров.
Очевидно, более правильно признание двойственного характера природы пенсии. При таком толковании она должна отражать как необходимость паритетного обеспечения нетрудоспособных граждан в меру утраты ими трудоспособности, так и величину заработка и продолжительность стажа как основных элементов оценки прошлого трудового вклада человека, выходящего на пенсию.
При этом усиление зависимости размеров пенсий от трудового вклада требует признания первичного характера дифференциации этих размеров в зависимости от степени утраты трудоспособности во всех видах пенсионного обеспечения. Первичный характер дифференциации размеров пенсий в зависимости от степени утраты трудоспособности требует, чтобы минимальный уровень пенсионного обеспечения не зависел от трудового вклада и возрастал по мере утраты трудоспособности и увеличения потребности в помощи со стороны общества.
Связь размеров пенсий с трудовым вкладом обеспечивается установлением их на разном уровне в зависимости от продолжительности трудового стажа и величины заработка как основных элементов оценки прошлого трудового вклада пенсионера.
В сложившейся в России системе пенсионного обеспечения с прошлым трудовым вкладом связана пенсия по старости, размер которой увязывается при её назначении с заработком, стажем работы и достижением определенного возраста (60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин). При тяжелых и вредных производственных условиях и суровых природно-климатических условиях труда и проживания возраст, дающий право на получение пенсии по старости, снижается на 5–10 лет. В этих случаях пенсии принято называть льготными или профессиональными.
Исчисление размера пенсии в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», предполагает применение индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Этот коэффициент отражает трудовой вклад каждого конкретного пенсионера, поскольку рассчитывается исходя из продолжительности трудового стажа и величины заработной платы.