Экономические основы социальной работы: продолжение — Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Экономические основы социальной работы: продолжение
- Благотворительные организации
- Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Система социального обслуживания в России
- Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- Участие государства в социальном обслуживании
- Формы организации социального обслуживания
- Социальная организация как экономический субъект
- Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Оплата труда работников социальных служб
- Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- Государственный (муниципальный) финансовый контроль
- Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Сущность и формы социального страхования
- Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- Расчёт ИКП производится в следующем порядке
- Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- Пути повышения эффективности социального обслуживания
Государство предоставляет социальные услуги нуждающимся бесплатно или по низким ценам. Широко распространенным условием получения этих услуг является проверка нуждаемости: государство предоставляет социальное обслуживание тем, кто не может рассчитывать на помощь близких людей и не способен самостоятельно оплатить требуемый ему уход. Источниками финансирования государственного социального обслуживания являются бюджетные ассигнования, а в некоторых странах — и средства социального страхования. Так, в Австрии и Германии в середине 1990-х гг. программы обязательного социального страхования были расширены и теперь включают страхование длительного ухода в стационарных условиях в случае тяжелых заболеваний, наступления инвалидности, а также возрастных изменений.
В недавнем прошлом стационарное социальное обслуживание за счёт государства можно было получить лишь в государственных (муниципальных) учреждениях. Только состоятельные люди могли воспользоваться частными стационарами социального обслуживания, оплачивая пребывание там из своих средств. В последние два десятилетия в некоторых странах, в частности в Великобритании, государство разрешило престарелым людям, имеющим очень ограниченные личные средства, обращаться в частные стационары, и стало возмещать расходы частных стационаров по уходу за такими категориями граждан.
Формы государственного финансирования социального обслуживания
Основным способом государственного финансирования социального обслуживания является выделение средств непосредственно организациям, осуществляющим это обслуживание. Бюджетное финансирование государственных (муниципальных) учреждений осуществляется, как правило, по смете доходов и расходов. Форма сметного финансирования является универсальной для отраслей социальной сферы, её преимущества и недостатки были детально рассмотрены в предыдущих главах. Бюджетное финансирование негосударственных организаций, а также финансирование поставщиков социальных услуг за счёт средств социального страхования осуществляются в формах, аналогичных методам оплаты медицинской помощи.
Финансирование государством производителей социальных услуг порождает проблемы учёта запросов тех людей, кому оказывается помощь. Какая бы форма государственного финансирования не применялась, состав конкретных услуг, которые организации-поставщики предоставляют своим клиентам, определяется самими работниками этих организаций. Они по своему усмотрению оценивают нужды клиентов, и такая оценка далеко не всегда соответствует запросам престарелых и инвалидов. Услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, обычно ограничены по составу и маловариабельны. Услуги по уходу на дому охватывают строго определенные часы, предоставляются нередко только в утреннее время. Они часто не отвечают реальным нуждам людей, например, в получении помощи ночью либо в выходные дни. Слишком много средств тратится на предоставление относительно простых услуг, а тем людям, кто нуждается в более сложных услугах, трудно получить адекватную помощь. Оказание различных видов услуг основывается на жестком разделении труда между работниками. Получатели же услуг предпочитают иметь дело с одним социальным работником, а не со многими людьми, каждый из которых специализируется на оказании определенного вида услуг. Предпочтительная для инвалидов модель ухода за ними на дому предполагает, что у инвалида есть персональный помощник, который нанимается и инструктируется самим инвалидом и прямо ему подотчётен. Но реализация такой модели требует применения иных форм финансирования.
Альтернативным способом государственного финансирования социального обслуживания является предоставление средств для оплаты услуг самим людям, нуждающимся в уходе, или лицам, действующим в их интересах. Это может происходить в следующих формах:
■ выделение средств социальному менеджеру, осуществляющему в интересах клиента закупку социальных услуг у их поставщиков;
■ субсидирование (выдача ваучеров) лицам, нуждающимся в социальных услугах для их самостоятельной оплаты.
Социальные менеджеры или потребители выбирают поставщиков и нужные им услуги и расплачиваются за них. Обе эти формы финансирования предполагают разграничение фигур покупателей и производителей социальных услуг. В роли покупателей выступают либо социальный менеджер, либо сам потребитель. Производители социальных услуг должны конкурировать друг с другом за клиентов и демонстрировать им или лицам, представляющим их интересы (социальным менеджерам), что их услуги отвечают запросам клиентов и имеют приемлемые цены.
Данные формы финансирования создают благоприятные возможности для повышения эффективности социального обслуживания. Но для реализации этих возможностей необходимо иметь достаточное количество реально действующих или потенциальных поставщиков, а социальные менеджеры должны правильно интерпретировать запросы клиентов.
Вместе с тем использование таких механизмов финансирования может породить проблемы с реализацией требований социальной справедливости, в частности требования предоставлять уход в соответствии с нуждами. Если размеры средств, которые получает социальный менеджер на каждого конкретного клиента, или стоимость ваучеров, выданных клиентам, усреднены и не отражают различий в состоянии и соответственно в нуждах клиентов, то у поставщиков появится стремление к "снятию сливок" — к обслуживанию в первую очередь тех клиентов, которые нуждаются в относительно несложных услугах, и к уклонению от обслуживания других. В такой ситуации те, кто больше других нуждаются в социальных услугах, могут, наоборот, получить меньше. Средствами преодоления этой проблемы являются дифференциация размеров субсидий (стоимости ваучеров), а также введение механизма доплат со стороны клиентов за услуги, цена которых превышает стоимость ваучера. Но и в том, и в другом случаях система финансирования усложняется, она потребует создания сложной системы контроля, её введение и функционирование будут весьма затратными.
В числе форм государственного финансирования социального обслуживания следует упомянуть также выделение субсидий или предоставление льгот по оплате коммунальных и других услуг людям, добровольно осуществляющим уход за своими близкими на дому.
Наряду с вышеуказанными формами прямого государственного финансирования социального обслуживания применяется и косвенное финансирование. Например, предоставляются налоговые льготы и налоговые кредиты лицам, осуществляющим уход за престарелыми и инвалидами на дому.