История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Культ в православии
- История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам
- Синоптики и Иоанн
- Книга Деяния апостолов
- Этапы образования основных направлений в христианстве
- Учение Нестория и начало христологических споров
- Раскол христианства на православие и католицизм
- Таинства — проводники благодати
- Культ в православии
- Праздники православных
- Управление католической церковью
- Католический культ
- Христианская церковь в Древней Руси
- Раскол и старообрядчество
- Русские сектанты
- Православная церковь в советский период
- Реформация и ранний протестантизм
- Характерные черты и принципы вероучения протестантизма
- Течения раннего протестантизма
- Течения позднего протестантизма
- Возникновение ислама
- Распространение ислама. Оформление Корана
- Основные направления в исламе
- Коран — священная книга ислама
Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в первые века христианства постепенно сложились обряды, то есть определенные, установленные церковными людьми в незапамятные времена совместные действия верующих, связанные с пребыванием в церкви или жизнью человека вне храма — в миру (крестное знамение, возжигание свечей, коленопреклонение, освящение жилища и т. п.). Самые важные обряды, как уже говорилось, называют таинствами. Православные считают, что они, в отличие от обрядов, установлены самим Богом. Вы знаете, что в раннехристианской церкви постепенно сложилось учение о семи таинствах и все они сохранены в православии. Пять из них обязательны для всех: крещение, миропомазание (смазывание ароматным маслом, означающее снисходящую на человека божественную благодать), причащение (оно уже было объяснено в связи с Тайной вечерей), покаяние, елеосвящение или соборование (очищение от грехов больного или умирающего). Два таинства — необязательных: священство (как уже говорилось — принятие на себя будущими священниками апостольской благодати через рукоположение) и брак.
Православие отличается сложными, красивыми и детально разработанными богослужениями. Главная среди служб — литургия, на ней совершается таинство евхаристии, берущее свое начало от Тайной Вечери Иисуса Христа. Воцерковленный православный человек должен регулярно исповедоваться у священника и причащаться, т. е. вкушать хлеб и вино, мистически пресуществленное (т. е. изменившееся в результате специальных действий священника во время богослужения свою субстанцию) в тело и кровь Христову.
Существует так называемый «суточный круг» православных богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9-й часы, литургия. Каждая из этих служб имеет свой символический смысл, например, за утреней верующие вспоминают о земной жизни Христа, за вечерней — о сотворении мира и грехопадении и т.д. Реально для удобства верующих эти службы объединены в три блока: вечерний, утренний и дневной (литургия). Накануне праздников вечером служится Всенощная, соединяющая вечерню и утреню следующего дня; поэтому смена даты (праздника) производится в православной церкви накануне вечером.
Кроме «суточного круга» в церкви совершаются так называемые требы — службы, осуществляемые по просьбе конкретных верующих по определенному поводу: специальные молебны по какому-либо поводу, заупокойные службы и т.д.
Вопрос о языке богослужения в православии решает сама автокефальная церковь. Богослужение может идти на греческом или церковно-славянском (как в Русской православной церкви) языках. Хотя первые два языка — основные для православия, в различных автономных церквях богослужения совершаются на финском, карельском, арабском, грузинском, японском, суахили и на многих других самых экзотических языках мира. Иногда вопрос о языке богослужения вызывает споры. Сейчас в России дискутируется вопрос о возможном переводе богослужения на современный русский язык, но сторонники такой реформы (вопрос о ней возникает не впервые) находятся в явном меньшинстве.
Православное богослужение и православный храм, как говорил русский философ, богослов, естествоиспытатель и искусствовед Павел Флоренский, представляет собой «синтез искусств». Огромную роль играют изображения — росписи и иконы. Иконы пишутся строго по правилам (канонам). Православные поклоняются не самой иконе (как материальному предмету), а тому изображению (образу), который на ней отражен. По словам того же П. Флоренского, икона — окно в потусторонний мир, очерченное иконописцем видение потустороннего мира. В VIII—IX вв. в Византии вспыхнуло движение против почитания икон (иконоборчество). Иконоборцы утверждали, что христиане не должны почитать «доски с красками», уподобляясь идолопоклонникам. Император Лев III в 730 г. защитил культ икон, который до этого уже успели объявить ересью. В 787 г. на II Никейском соборе культ икон был восстановлен, а затем окончательно утвержден. Впоследствии, как вы знаете, протестанты вновь отвергли почитание икон. Иконы располагают в храме по строгим правилам между главной его частью — алтарем (букв, с лат. возвышенное место), в котором совершается таинство евхаристии и куда ограничен вход мирян, и основной частью храмового помещения, где находятся верующие. Иконы, установленные рядами (идущими снизу вверх по строгим правилам), составляют иконостас. В иконостасе выделяется нижний ряд с изображением Христа, Богородицы, евангелистов, местных святых. Иконы праздников составляют второй ряд снизу, а Богородицы, Иоанна Предтечи и апостолов, молящихся Христу, — третий ряд, называемый деисус (моление). Ветхозаветные праведники и пророки помещаются в четвертом ряду снизу. Число рядов может быть меньшим или большим.
Большое значение в богослужении имеет музыка, которая исполняется только человеческими голосами. Существуют традиционные напевы и авторская церковная музыка. Многие русские композиторы стали классиками церковной музыки: Н. Дилецкий (XVII в.), А. Ведель, М. Березовский, Д. Бортнянский (XVIII в.), П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Архангельский, П. Чесноков и др. Православная музыка исключительно проникновенна и трогательна. По древнему канону (который сейчас не соблюдается) в церкви пели только мужчины. До XVII в. в России музыка в церкви была почти исключительно одноголосой (для того, чтобы убрать излишнюю, ненужную красивость, отвлекающую от молитвы). Все православное искусство очень сдержанно по форме и лаконично. Как образно говорят искусствоведы, «православная музыка начинается с тишины».
Важная роль в православии отводится архитектуре. Храм мыслится как модель мироздания, «частичка неба на земле». Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор (где некогда молились те, кто только готовился принять крещение). В центре алтаря находится престол, на котором совершается евхаристия, в алтарь ведут три двери или трое врат (центральные называются Царскими вратами). Возвышение над алтарем — амвон (с него священник обращается к верующим), слева и справа — клиросы (места для двух хоров). Вокруг храма с внешней стороны находится паперть (возвышенное крыльцо). Храм может иметь несколько приделов (дополнительных алтарей, освященных в честь святых или праздников). Около храма бывает колокольня: колокольный звон играет очень большую роль в богослужении и осуществляется по правилам в зависимости от случая (благовест, погребальный звон, праздничный и т.д.). С внешней стороны храм может выглядеть как крестово-купольный (когда вид сверху образует крест), «кораблем» (вытянутая, удлиненная форма), круглым, восьмиугольным. Завершают храм купол или купола, которых может быть три, пять и т.д. (здесь также действуют строгие правила, так как количество глав символично). В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». Это по-разному объясняется искусствоведами, но одна из самых остроумных версий связана с чисто практическими соображениями: чтобы снег во время долгой русской зимы скатывался с купола, не закрывая креста.
Главный символ христианства — крест. Кресты бывают различной формы и конфигурации. Православные кресты могут быть четырехконечные, шестиконечные — с короткой верхней перекладиной, на которой при распятии было издевательски написано — «Иисус Назорей Царь Иудейский», восьмиконечные, на которых добавлена наклонная справа налево перекладина (по принятому мнению, она указывает на двух разбойников, распятых около Христа, правого — раскаявшегося и левого — нераскаявшегося). Католические и протестантские кресты («латинские», как называли их в России) только четырехконечные, длинные по вертикали, иногда с утолщениями на концах. Если храм достаточно большой, имеет приделы и значителен по своей роли (является главным в городе, районе), то он может быть назван собором (от слова «собирать»). Обычно в обиходе к церковному зданию применяется термин «церковь» (не путать с понятием церкви как организации верующих). Собор, где служит архиепископ или митрополит, называется кафедральным собором. Большое значение в богослужении имеет облачение священства (строго каноничное и соответствующее духовному званию, времени церковного года и конкретной службе). В храме бывает сконцентрировано немало произведений ювелирного искусства (чаши, кресты, другая утварь, обложки книг и т д.). Строительство и убранство православного храма представляет собой сложную и разветвленную науку.
Каждый день года в православии памятный. Ежедневно церковь вспоминает каких-либо святых либо события. Наиболее важные памятные даты — праздники Они бывают общие для всех православных и местные. Праздник того святого или события, в честь которого освящен храм, называется престольным праздником. Православная церковь отмечает «два круга» праздников в течение года (церковный год начинается в сентябре). Первый круг — непереходящие праздники, они празднуются по солнечному календарю, а потому ежегодно приходятся на один и тот же день.
Православная церковь использует два календаря: старый — юлианский и новый — григорианский. Последний был введен римским папой Григорием XIII в 1582 году для устранения расхождений, накопившихся из-за неточности юлианского календаря. По григорианскому календарю живут все католики и протестанты. В России новый календарь ввели только в 1918 году, но русская церковь не приняла этого и продолжает пользоваться юлианским («старый стиль»). В XX в. разница составляет 13 дней. Некоторые православные церкви перешли на григорианский календарь: приходы Константинопольского патриарха, Румынская, Болгарская и другие. Только Пасха, несмотря на это различие, празднуется почти всеми православными в один день по юлианскому (старому) календарю. В русской церкви, как и в некоторых других, имеется 13-ти дневное расхождение в датах праздников между старым и новым стилем Поэтому, например, русский праздник Рождества Христова не совпадает с католическим.