История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Книга Деяния апостолов
- История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам
- Синоптики и Иоанн
- Книга Деяния апостолов
- Этапы образования основных направлений в христианстве
- Учение Нестория и начало христологических споров
- Раскол христианства на православие и католицизм
- Таинства — проводники благодати
- Культ в православии
- Праздники православных
- Управление католической церковью
- Католический культ
- Христианская церковь в Древней Руси
- Раскол и старообрядчество
- Русские сектанты
- Православная церковь в советский период
- Реформация и ранний протестантизм
- Характерные черты и принципы вероучения протестантизма
- Течения раннего протестантизма
- Течения позднего протестантизма
- Возникновение ислама
- Распространение ислама. Оформление Корана
- Основные направления в исламе
- Коран — священная книга ислама
Является продолжением Евангелий. В ней рассказывается, как после Вознесения Иисуса Христа на небо, апостолы самостоятельно проповедовали его учение.
Первые несколько глав Деяний посвящены описанию ряда событий из жизни, возглавляемой апостолами, христианской общины в Иерусалиме. Затем в книге появляется новый персонаж — некий Савл, римский гражданин и правоверный иудей одновременно, он фанатично преследует христиан, считая их зловредной сектой. Но однажды на пути в Дамаск Савл услышал с неба голос самого Иисуса Христа, «говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (9:4), после чего Савл из рьяного гонителя христианства превратился в еще более ревностного его приверженца. Под именем Павла он стал самым активным из всех апостолов проповедником христианства и все остальной повествование состоит из описания его многочисленных миссионерских путешествий по городам Малой Азии и Греции.
В одних случаях его проповедь встречали восторженно, в других — скептически, а иногда и даже враждебно. Дважды Павел оказывался в заключении. Причем во второй раз он, как римский гражданин, потребовал «кесарева суда», то есть разбирательства при дворе императора. Павла отправили под стражей в Рим, где он прожил два года в ожидании суда, «проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе… невозбранно» (28:31). На этих словах книга неожиданно обрывается и читателю остается только догадываться, что случилось потом. Из апокрифической книги Деяния апостола Павла известно, что он впоследствии был казнен, но в Новом Завете об этом ничего не сказано.
Интересно, что в Деяниях апостолов христианство изображено как религия, еще не отделившаяся полностью от иудаизма. Так, апостол Павел дает здесь объяснение синедриону (высший судебно-религиозный орган, заседавший в Иерусалиме под председательством первосвященника) относительно того учения, которое он проповедовал. Проповедовавший в начале преимущественно в начале среди иудеев, Павел сталкивается с растущей враждебностью в этой среде и обращается всё больше к язычникам. А в конце книги его слова, адресованные иудеям: «Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (28.28) — звучит как провозглашение полноте разрыва христианства с иудаизмом. Когда представители Тюбингенской школы установили, что в первоначальном христианстве боролись две тенденции — одна была направлена на сохранение тесной связи с иудаизмом, а другая — на превращение христианства в самостоятельную религию — они связали их с именами апостолов Петра и Павла. Первая из них получила название петринизма или иудеохристианства; вторая — паулинизма, или языкохристианства. Как мы видели, текст книги Деяния апостолов бесспорно дает основания для соединения последней тенденции с именем апостола Павла. Так же как и содержание многих посланий Павла.
Послания апостолов составляют в Новом Завете самую многочисленную группу книг, которые занимают второе место после Евангелий в плане изложения христианского вероучения, морали и обрядности. Послания — это своеобразный вид литературы. Они являются по существу небольшими религиозно-назидательными сочинениями, в которых излагаются взгляды их авторов относительно тех или иных сторон христианской жизни. Появились они в тот период, когда христианская догматика и обрядность еще только формировались и по очень многим вопросам существовали самые разные точки зрения, представители которых стремились доказать свою правоту как можно большему числу единоверцев. Поэтому наиболее активные проповедники не только произносили устные проповеди (они были основной формой их миссионерской деятельности), но и писали послания в те города, куда сами прийти не могли. Эти послания зачитывались затем на собраниях верующих. Подобными «открытыми письмами» является большинство новозаветных посланий. Церковная традиция делит все послания на две I части: 1. Послания Павла, каждое из которых адресовано христианам определенных городов (к Римлянам, Фессалоникийцам, Коринфянам, Ефесянам, Галатам и т.д.), или отдельным лицам (к Тимофею, к Филимону, к Титу). 2. Послания, не имеющие адресатов (послания апостолов Петра, Иоанна, Иакова и Иуды), которые называют соборными, то есть обращенными ко всему христианскому миру. Но это довольно условное деление, так как некоторые из соборных посланий имеют сугубо частный характер, а важнейшие вопросы догматики, этики, культа рассматриваются как раз в посланиях Павла, которые оказали столь значительное влияние на формирование христианского учения, что его автора иногда называют вторым основателем христианства. Из вероучительных вопросов Павел, в частности, затрагивает проблему второго пришествия Иисуса Христа. Первые христиане были настолько захвачены ожиданием появления в самом ближайшем будущем спасителя, что подчас оставляли все земные места. Такое положение дел, естественно, не могло долго сохраняться и апостол Павел в своем Втором послании к фессалоникийцам объясняет, что задерживает второе пришествие, и «переносит» его в неопределенное будущее. В Первом послании к коринфянам Павел рассматривает также вопрос о грядущем воскресении мертвых, вокруг которого в раннем христианстве долго шли споры. Как видно из самого послания, и в коринфской общине были сомневающиеся. Павел горячо убеждает их в возможности воскресения из мертвых и в качестве аргумента приводит пример с зерном, которое прорастая, как бы обретает новое тело. Так же и человек, при воскресении может получить от Бога новое тело (15: 35-38).
Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Самая загадочная и страшная книга — «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» (апокалипсис с гр. откровение). Она завершает Библию.
Некоторые ученые считают, что автор Апокалипсиса и автор четвертого Евангелия — одно и то же лицо, другие спорят, категорически отвергая такую возможность. Апокалипсис иногда называют самым ранним новозаветным произведением. Оно, очевидно, написано на острове Патмос в 60-е годы 1 века нашей эры.
Принятое христианами предание рассказывает, что автор Апокалипсиса — Иоанн Богослов — был любимым учеником Христа. Не случайно именно ему Иисус, умирая, доверил заботу о матери. Иоанн прожил долгую жизнь — более ста лет. На остров Патмос его сослали язычники-римляне за проповедь христианства. До ссылки они попытались умертвить Иоанна ядом и кипящим маслом, но ничто не повредило ему. Есть очень интересная легенда о смерти Богослова. Однажды он лег живым в могилу и приказал ученикам закопать себя. Они поцеловали Учителя, положили на его лицо кусок ткани и забросали яму землей. Возмущенные христиане, узнав об этом, пришли и раскопали могилу, но она оказалась пуста. После этого прах Иоанна ежегодно появлялся на месте захоронения, и от него исцелялись многие больные. В книге Апокалипсиса рассказывается, что человечество ожидает в будущем страшная катастрофа: голод, войны, болезни, массовая гибель людей. Картины, нарисованные в книге, — жуткие, не случайно в русский язык вошел эпитет — апокалиптический, то есть роковой и устрашающий. После роковых катаклизмов, сказано в Апокалипсисе, произойдет решающая битва армии Сатаны («зверя») с небесным воинством ангелов во главе с Мессией (в книге он не назван, но церковь считает, что имеется ввиду Христос). После победы светлых сил воскреснут все святые и мученики. Но впереди еще одно последнее и решающее сражение — Армагеддон (буквально это слово означает горную местность в районе города Мегиддо на Ближнем Востоке, где будут собираться силы Сатаны). После окончательной победы над дьяволом — Антихристом (анти — против) настанет конец и самой земле, и истории людей. Все мертвецы восстанут из гробов и будут судимы Страшным Судом: грешники отправятся в ад на вечные муки, а праведники вознесутся в рай — золотой город «Небесный Иерусалим».