История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Католический культ

Католический культ

Главное богослужение католиков, на котором совершается таинство евхаристии — месса, соответствует православной литургии (понятие литургия обозначает у католиков любое богослужение во­обще). Слово происходит от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в кон­це службы. Порядок и текст этого богослужения сложился по­степенно в течение нескольких столетий. Музыкальным и текстовым предшественником мессы был «григорианский хорал», носящий имя папы Григория I Великого (конец VI века), ко­торому средневековая традиция приписывает авторство боль­шинства песнопений современной литургии. В 1962—1965 годах происходил всекатолический II Ватиканский собор, ко­торый значительно упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, литургию (мессу). Мессы служатся по воскресеньям и другим праздничным дням, а во многих приходах ежедневно. Святые Дары в като­личестве являются особо почитаемым объектом поклонения, а Тело Христово постоянно находится в специальной дарох­ранительнице (обычно подобна маленькому шкафчику, либо закрывающейся нише у алтаря). Заупокойное богослужение по первым словам латинского текста этой службы называется реквием (букв, вечный покой). По сути — это та же самая месса: реквием содержит аналогичные ей песнопения. В него обычно входят также: Requiem aeternam — «Вечный покой», Dies irae — «День гнева» (грозный и взволнованный древний гимн, сопро­вождающий покойников «на тот свет») и другие части. Величайшие му­зыкальные произведения — реквиемы принадлежат Моцарту, Верди, Берлиозу. Католическое священство появляется на службе в богатом облачении, во многом аналогичном православному: алъба - длинная белая рубаха, гумерал — плат с завязками, по­крывающий шею и плечи, епитрахиль - длинная лента, орарь — ко­роткая лента, носимая на левой руке, риза — богато украшенная накид­ка, стихарь - белая кружевная рубаха. В зави­симости от характера богослужения и времени церковного года оно меняется по цвету. Головные уборы епископов — митры высокие и остроконечные, они отличаются от православных (закругленных). Вне литургии католическое священство носит длинные подпоясанные сутаны: священники — черные, епис­копы — фиолетовые, кардиналы — красные, римский папа — белую.

Язык католической церкви — латинский, однако в бого­служении, особенно в последние годы, широко применяются национальные языки. Католики используют григорианский календарь, принятый во времена папы Григория XIII в 1582 году (т.н. «новый стиль»). Так как Русская Православная церковь (как и неко­торые другие православные церкви) живет по старому — юлианскому календарю, общие непереходящие (ежегодно те же даты) праздники она празднует на 13 дней позже. Пасха и все праздники, ко­торые рассчитывают по ней (переходящие), могут быть у ка­толиков ровно на неделю раньше (реже на несколько недель). В некоторые годы дата Пасхи у католиков и православных со­впадает. В основном памятные даты католиков аналогичны православным: Рождество, Благовещение, день святых Пет­ра и Павла и т.д. Но есть и свои особенности. Один из праз­дников посвящен непорочному зачатию Девы Марии, а день ее Успения (смерти) отмечается в католичестве как телесное вознесение Богородицы на небеса (вспомните догматические различия, о которых говорилось выше). Особый католический праздник установлен для почитания Святых Даров — Тела и Крови Христовой (в первый четверг после Пятидесят­ницы (в России обычно говорят Троицы). Специальное богослужение и праздник посвящены Сердцу Христову. Католические культы Сердца Христова и Девы Марии имеют явно мистический оттенок. Они зародились в средние века, а в XVIII в. были утверждены папой. Что касается постов, то католическая церковь считает их не столько временем ограничения в еде, сколько периодом уси­ленного духовного самосовершенствования человека (что в принципе не расходится с православным пониманием). Глав­ные посты в католичестве, как и в православии, накануне Рождества (Адвент) и Пасхи (Великий пост). Требования к ограничению употребления в пищу определенных продуктов («скоромного») во время поста у католиков, особенно в пос­ледние годы, очень ослаблены. Православные соблюдают их гораздо строже.

В мире живет около 700 миллионов католиков, что состав­ляет не менее 10—15 % населения всего земного шара. Тради­ционно католическими странами являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Ирландия. Северная часть католической Ирландии — Ольстер находится в составе Великобритании, где господствует протестантизм. Это стало при­чиной длительного религиозного конфликта в этой части острова. Польша, Литва, в подавляющей степе­ни — Австрия, Чехия, Венгрия, Словакия, Хорватия, Сло­вения. Около половины жителей Нидерландов, Швейцарии и Канады — католики. Обширный регион католического мира — страны Латинской Америки.

Русская православная церковь. Основные этапы истории

В конце X в. во времена правления князя Владимира в ре­лигиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христиан­ство было принято в качестве государственной религии. Уче­ные считают, что веру в Христа знали на Руси задолго до официального принятия. В «Повести временных лет» есть интереснейший рассказ о том, как на русскую землю приходил апостол Андрей Первозванный, как он основал город Киев и предрёк этому городу великое будущее (попутно летописец не без юмора рассказывает о том, как апостол попарился в русской бане), Рассказ этот, вероятнее всего, мифологичен, но в нем заключается очень важное символическое значение. Андрей Первозванный проповедовал христианство на Балканах и в Причерноморье, среди скифов. Вполне возможно, что он мог поднимать­ся по рекам и, в частности, по Днепру гораздо севернее. Позже Андрей считался покровителем русской государственности, военно-морского фло­та. Андреевский флаг имеет крест в форме буквы «X», что связано с пре­данием о том, что римляне приказали распять апостола Андрея на крес­те именно такой формы. Русские дружины, передвигаясь по миру, неоднократно попадали в Византию, в Болгарию, в страны Европы, где от­дельные воины вполне могли принимать христианство. В Ки­еве, возможно, с очень давних времен были христианские цер­кви. В русских летописях сохранились туманные рассказы о крещении полулегендарных киевских князей Аскольда и Дира во время похода на Византию. Очевидно, христианство в Ки­еве могло выступать в качестве некоего противопоставления в адрес другого центра Руси — Новгорода, где гораздо доль­ше господствовало язычество. Язычниками были и варяги, от которых, как вы знаете, по преданию пошли первые русские князья. Еще до Владимира в середине X в. русская княгиня Оль­га (жена убитого древлянами Игоря) приняла христианство во время своего визита в Царьград (Константинополь). Ее, со­гласно русской летописи, крестил сам константинопольский патриарх. В рассказе о крещении Ольги есть некоторые про­тиворечия, но они не дают оснований считать весь рассказ вымыслом. Недаром княгиня Ольга была позже канонизиро­вана как русская святая. Сын Ольги и отец Владимира (крестителя Руси) — Свя­тослав был ярым язычником. Князь-воин, он всю жизнь про­вел в походах и лишился головы в довольно молодом возрас­те, попав к печенегам в засаду. Предание о том, что череп Святослава был превращен печенежским князем в чашу, впол­не могло быть намеком на то, какая судьба ожидает отвернув­шегося от истинной веры. Владимир поначалу отнюдь не отличался христианским смиренным поведением. Но в какой-то момент он пришел к выводу о необходимости церковной реформы на Руси. Влади­мир начал с попытки реформировать язычество и создать единый государственный пантеон языческих богов. Владимир был ревностным, жестоким и фанатичным реформатором языче­ства, но... реформа не удалась и он стал, как описано в лето­писи, «выбирать» новую религию для Руси. На самом деле выбор Владимира был не случаен и достаточно очевиден. Принятие христианства роднило Русь с Византией — древ­нейшим культурным и духовным центром, а также с Европой, где активно шел процесс христианизации. Русь приобщалась к великой культуре и к великой религии, и сейчас невозмож­но себе представить, что было бы, если бы Владимир сделал бы иной выбор (хотя в непосредственном соседстве с Русью жили многочисленные народы, исповедующие более молодую религию — ислам, а в Хазарском каганате, расположенном в низовьях Волги, господствовал иудаизм). Движимый, кроме отличной интуиции и высокой культу­ры, стремлением заполучить руку и сердце сестры византий­ского императора Анны, Владимир принимает крещение сам, затем крестит свою дружину, а в 988—989 гг. происходит знаменитое «крещение Руси», начавшееся с Киева. Новгород­цев крестили «огнем и мечом», преодолевая их ожесточенное сопротивление. Христианство стало медленно, но активно рас­пространяться по Руси. То там, то здесь вспыхивали религи­озные бунты, поднимаемые волхвами, но процесс христиани­зации был уже необратим. Мы не знаем, как произошел переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот личный вы­бор князя ознаменовал собой и крутой, решительный поворот в течении всей отечественной истории. Конечно, Русь стала христианской не сразу: должны были появиться храмы, цер­ковное искусство, священники, книги и прочие атрибуты хри­стианской культуры, а это — дело не одного года. Язычество не ушло из сознания народа, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную неповторимую российскую окраску. Народные традиции масленицы, праздника Купалы и многих других совместились с новыми христианскими памятными днями. Язычество как мировоззрение, традиция и эстетика народного искусства никуда не делось: оно живет до сегодняш­него дня. Иногда говорят, что русский народ остался «двоеверным», создав удивительный, сплав христианства и язы­чества. Христианская церковь поступила довольно мудро: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым христианским содержа­нием и это ей в целом удалось.

Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам