История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Католический культ
- История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам
- Синоптики и Иоанн
- Книга Деяния апостолов
- Этапы образования основных направлений в христианстве
- Учение Нестория и начало христологических споров
- Раскол христианства на православие и католицизм
- Таинства — проводники благодати
- Культ в православии
- Праздники православных
- Управление католической церковью
- Католический культ
- Христианская церковь в Древней Руси
- Раскол и старообрядчество
- Русские сектанты
- Православная церковь в советский период
- Реформация и ранний протестантизм
- Характерные черты и принципы вероучения протестантизма
- Течения раннего протестантизма
- Течения позднего протестантизма
- Возникновение ислама
- Распространение ислама. Оформление Корана
- Основные направления в исламе
- Коран — священная книга ислама
Главное богослужение католиков, на котором совершается таинство евхаристии — месса, соответствует православной литургии (понятие литургия обозначает у католиков любое богослужение вообще). Слово происходит от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в конце службы. Порядок и текст этого богослужения сложился постепенно в течение нескольких столетий. Музыкальным и текстовым предшественником мессы был «григорианский хорал», носящий имя папы Григория I Великого (конец VI века), которому средневековая традиция приписывает авторство большинства песнопений современной литургии. В 1962—1965 годах происходил всекатолический II Ватиканский собор, который значительно упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, литургию (мессу). Мессы служатся по воскресеньям и другим праздничным дням, а во многих приходах ежедневно. Святые Дары в католичестве являются особо почитаемым объектом поклонения, а Тело Христово постоянно находится в специальной дарохранительнице (обычно подобна маленькому шкафчику, либо закрывающейся нише у алтаря). Заупокойное богослужение по первым словам латинского текста этой службы называется реквием (букв, вечный покой). По сути — это та же самая месса: реквием содержит аналогичные ей песнопения. В него обычно входят также: Requiem aeternam — «Вечный покой», Dies irae — «День гнева» (грозный и взволнованный древний гимн, сопровождающий покойников «на тот свет») и другие части. Величайшие музыкальные произведения — реквиемы принадлежат Моцарту, Верди, Берлиозу. Католическое священство появляется на службе в богатом облачении, во многом аналогичном православному: алъба - длинная белая рубаха, гумерал — плат с завязками, покрывающий шею и плечи, епитрахиль - длинная лента, орарь — короткая лента, носимая на левой руке, риза — богато украшенная накидка, стихарь - белая кружевная рубаха. В зависимости от характера богослужения и времени церковного года оно меняется по цвету. Головные уборы епископов — митры высокие и остроконечные, они отличаются от православных (закругленных). Вне литургии католическое священство носит длинные подпоясанные сутаны: священники — черные, епископы — фиолетовые, кардиналы — красные, римский папа — белую.
Язык католической церкви — латинский, однако в богослужении, особенно в последние годы, широко применяются национальные языки. Католики используют григорианский календарь, принятый во времена папы Григория XIII в 1582 году (т.н. «новый стиль»). Так как Русская Православная церковь (как и некоторые другие православные церкви) живет по старому — юлианскому календарю, общие непереходящие (ежегодно те же даты) праздники она празднует на 13 дней позже. Пасха и все праздники, которые рассчитывают по ней (переходящие), могут быть у католиков ровно на неделю раньше (реже на несколько недель). В некоторые годы дата Пасхи у католиков и православных совпадает. В основном памятные даты католиков аналогичны православным: Рождество, Благовещение, день святых Петра и Павла и т.д. Но есть и свои особенности. Один из праздников посвящен непорочному зачатию Девы Марии, а день ее Успения (смерти) отмечается в католичестве как телесное вознесение Богородицы на небеса (вспомните догматические различия, о которых говорилось выше). Особый католический праздник установлен для почитания Святых Даров — Тела и Крови Христовой (в первый четверг после Пятидесятницы (в России обычно говорят Троицы). Специальное богослужение и праздник посвящены Сердцу Христову. Католические культы Сердца Христова и Девы Марии имеют явно мистический оттенок. Они зародились в средние века, а в XVIII в. были утверждены папой. Что касается постов, то католическая церковь считает их не столько временем ограничения в еде, сколько периодом усиленного духовного самосовершенствования человека (что в принципе не расходится с православным пониманием). Главные посты в католичестве, как и в православии, накануне Рождества (Адвент) и Пасхи (Великий пост). Требования к ограничению употребления в пищу определенных продуктов («скоромного») во время поста у католиков, особенно в последние годы, очень ослаблены. Православные соблюдают их гораздо строже.
В мире живет около 700 миллионов католиков, что составляет не менее 10—15 % населения всего земного шара. Традиционно католическими странами являются Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Ирландия. Северная часть католической Ирландии — Ольстер находится в составе Великобритании, где господствует протестантизм. Это стало причиной длительного религиозного конфликта в этой части острова. Польша, Литва, в подавляющей степени — Австрия, Чехия, Венгрия, Словакия, Хорватия, Словения. Около половины жителей Нидерландов, Швейцарии и Канады — католики. Обширный регион католического мира — страны Латинской Америки.
Русская православная церковь. Основные этапы истории
В конце X в. во времена правления князя Владимира в религиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христианство было принято в качестве государственной религии. Ученые считают, что веру в Христа знали на Руси задолго до официального принятия. В «Повести временных лет» есть интереснейший рассказ о том, как на русскую землю приходил апостол Андрей Первозванный, как он основал город Киев и предрёк этому городу великое будущее (попутно летописец не без юмора рассказывает о том, как апостол попарился в русской бане), Рассказ этот, вероятнее всего, мифологичен, но в нем заключается очень важное символическое значение. Андрей Первозванный проповедовал христианство на Балканах и в Причерноморье, среди скифов. Вполне возможно, что он мог подниматься по рекам и, в частности, по Днепру гораздо севернее. Позже Андрей считался покровителем русской государственности, военно-морского флота. Андреевский флаг имеет крест в форме буквы «X», что связано с преданием о том, что римляне приказали распять апостола Андрея на кресте именно такой формы. Русские дружины, передвигаясь по миру, неоднократно попадали в Византию, в Болгарию, в страны Европы, где отдельные воины вполне могли принимать христианство. В Киеве, возможно, с очень давних времен были христианские церкви. В русских летописях сохранились туманные рассказы о крещении полулегендарных киевских князей Аскольда и Дира во время похода на Византию. Очевидно, христианство в Киеве могло выступать в качестве некоего противопоставления в адрес другого центра Руси — Новгорода, где гораздо дольше господствовало язычество. Язычниками были и варяги, от которых, как вы знаете, по преданию пошли первые русские князья. Еще до Владимира в середине X в. русская княгиня Ольга (жена убитого древлянами Игоря) приняла христианство во время своего визита в Царьград (Константинополь). Ее, согласно русской летописи, крестил сам константинопольский патриарх. В рассказе о крещении Ольги есть некоторые противоречия, но они не дают оснований считать весь рассказ вымыслом. Недаром княгиня Ольга была позже канонизирована как русская святая. Сын Ольги и отец Владимира (крестителя Руси) — Святослав был ярым язычником. Князь-воин, он всю жизнь провел в походах и лишился головы в довольно молодом возрасте, попав к печенегам в засаду. Предание о том, что череп Святослава был превращен печенежским князем в чашу, вполне могло быть намеком на то, какая судьба ожидает отвернувшегося от истинной веры. Владимир поначалу отнюдь не отличался христианским смиренным поведением. Но в какой-то момент он пришел к выводу о необходимости церковной реформы на Руси. Владимир начал с попытки реформировать язычество и создать единый государственный пантеон языческих богов. Владимир был ревностным, жестоким и фанатичным реформатором язычества, но... реформа не удалась и он стал, как описано в летописи, «выбирать» новую религию для Руси. На самом деле выбор Владимира был не случаен и достаточно очевиден. Принятие христианства роднило Русь с Византией — древнейшим культурным и духовным центром, а также с Европой, где активно шел процесс христианизации. Русь приобщалась к великой культуре и к великой религии, и сейчас невозможно себе представить, что было бы, если бы Владимир сделал бы иной выбор (хотя в непосредственном соседстве с Русью жили многочисленные народы, исповедующие более молодую религию — ислам, а в Хазарском каганате, расположенном в низовьях Волги, господствовал иудаизм). Движимый, кроме отличной интуиции и высокой культуры, стремлением заполучить руку и сердце сестры византийского императора Анны, Владимир принимает крещение сам, затем крестит свою дружину, а в 988—989 гг. происходит знаменитое «крещение Руси», начавшееся с Киева. Новгородцев крестили «огнем и мечом», преодолевая их ожесточенное сопротивление. Христианство стало медленно, но активно распространяться по Руси. То там, то здесь вспыхивали религиозные бунты, поднимаемые волхвами, но процесс христианизации был уже необратим. Мы не знаем, как произошел переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот личный выбор князя ознаменовал собой и крутой, решительный поворот в течении всей отечественной истории. Конечно, Русь стала христианской не сразу: должны были появиться храмы, церковное искусство, священники, книги и прочие атрибуты христианской культуры, а это — дело не одного года. Язычество не ушло из сознания народа, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную неповторимую российскую окраску. Народные традиции масленицы, праздника Купалы и многих других совместились с новыми христианскими памятными днями. Язычество как мировоззрение, традиция и эстетика народного искусства никуда не делось: оно живет до сегодняшнего дня. Иногда говорят, что русский народ остался «двоеверным», создав удивительный, сплав христианства и язычества. Христианская церковь поступила довольно мудро: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым христианским содержанием и это ей в целом удалось.