История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Течения позднего протестантизма

Течения позднего протестантизма

Баптизм очень крупное течение протестантизма, ве­дущее свое начало от XVII века, хотя развитие оно получило главным образом в XIX—XX вв. В мире — более 75 млн. баптистов. Они разбросаны по разным странам, но более всего их в США. Многие американские президенты относят себя именно к баптистам. Среди баптистов множество мыслителей и великих людей Америки. Численность баптистов в мире в течение XX в. росла, по сравнению с другими протестантски­ми деноминациями, особенно быстро. Название этого направления (целостной, единой баптист­ской церкви, по сути, нет) происходит от гр. Baptizo — погружать в воду, крестить в воде. Баптисты категорически настаивают, что креститься надо погружением в воду и обязательно в со­знательном возрасте, когда человек уже принял веру и имеет в ней достаточно большие познания. Баптизм зародился в 1609 г. в Амстердаме и его основателем считается бывший ан­гликанский священник Джон Смит. В истории реформации фигурировали также анабаптисты (т.е. вновь крещеные), которых не следует смешивать с баптистами. Анабаптисты составляли главную радикальную силу крестьянской и религиозной войны XVI века в Германии, в ходе которой выражали интересы бедноты. Они сочли крещение в католичестве неправильным, а потому крестились погру­жением в воду второй раз — отсюда и их название. Идеал анабаптизма — всеобщее равенство и «полная справедливость». Разгромленные, они вли­лись позже в состав других самых крайних течений протестантизма. Даже протестанты, не говоря о католиках, считали анабаптистов еретиками. Их преследовали и убивали. В конце концов анабаптизм превратился в полу­подпольную изолированную полумистическую секту странников и людей «не от мира сего».

Существуют два течения в баптизме:

1) общие («генеральные») баптисты (последователи гол­ландского проповедника из города Лейдена Якова Арминия);

2) частные баптисты (подавляющее большинство среди всех баптистов).

Различие между ними состоит в следующем: первые, вслед за Арминием, считают всех людей спасенными через страда­ния Христа (каждый может попасть в рай, все зависит от того, добрые или злые дела он творит), вторые же следуют учению Кальвина, в соответствии с которым для каждого все уже предопределено заранее и спастись смогут только избран­ные Богом. Частные баптисты следуют ещё одному утверждению учения Ж. Кальвина: Искупительная Жертва Христа была осуществлена только для избранных ко спасению. Баптисты — замечательные и страстные проповедники. Миссионерство — долг каждого баптиста. Их общины спло­чены, члены общины помогают друг другу. В миру баптисты подчиняются мирским, земным законам (соблюдая строгие нравственные нормы), но сердцем они целиком с «небесным женихом» — Иисусом Христом. Учение и религиозная жизнь баптистов отличается от классического кальвинизма большей жизнерадостностью и свободой. Главный ритуал баптистов — публичное принятие водно­го крещения. Их собрания происходят в молитвенных домах. Поклонение кресту, иконам, крестное знамение, одежды свя­щеннослужителей отвергнуты. Баптисты отмечают большие общехристианские праздники, но имеют также свои торжества и памятные даты. Любопытный праздник у некоторых течений баптистов — Вечеря Господня, установленный в память Тайной Вечери Иисуса Христа. На нем совершается омовение ног: верующие по очереди омывают друг другу ноги в специальных тазах, выражая тем самым смирение и взаимную лю­бовь. После этого обряда следует хлебопреломление и раздача хлеба, символизирующего Тело Христово. Символическое причащение у многих протестантов осуществляется не вином (оно находится под запретом), а фруктовым соком. Евангельские христиане — баптисты в сентябре от­мечают Праздник жатвы (взятый из древнееврейской ветхозаветной ре­лигии). В этот день они прославляют Бога и свой труд по спасению заб­лудших душ. В России баптизм стал активно распространяться во 2-й половине XIX в. А в 70-х гг. этого столетия в аристократи­ческих салонах Петербурга под влиянием английского пропо­ведника лорда Г. Редстока возникло течение евангельских христиан, близкое к общим баптистам. Редстока выслали из России, но его последователь — полковник русской армии В. А. Пашков стал следующим проповедником идей евангелизма (евангельского христианства). В XIX в. русским нельзя было покидать православную церковь и менять веро­исповедание. Открыто принадлежать к баптистам могли толь­ко иностранцы. Но в 1905 году были приняты законы о сво­боде вероисповеданий, баптисты и евангелисты стали существовать свободно. В 1917 г. евангелистские христиане выдвинули свою программу преобразования России и пыта­лись ее реализовать. В это время очень активно действовала христианско-демократическая партия «Воскресение», возглав­ляемая И. С. Прохановым — председателем Всероссийского союза евангельских христиан. Большевики первоначально склонялись к тому, чтобы поддерживать баптистов и еванге­листов, искать союза с ними, а весь свой «классовый гнев» на­правили против православной церкви. Проханов собирался даже построить «город Солнца» на Алтае, который взялись финансировать баптисты США. Но вскоре «получили свое» и протестанты... В сталинские времена начались жесточайшие гонения против сект. В конце Отечественной войны, когда преследование религии ослабло, евангелисты снова возроди­лись и объединились с уцелевшими баптистами в официаль­ную церковную организацию евангельских христиан-баптис­тов во главе с руководящим органом — Всесоюзным советом (ВСЕХБ). Это было санкционировано властями с весьма «прозрачной» целью — осуществлять надзор за верующими. Некоторые протестанты евангельской веры и баптисты оста­вались в подполье. Сейчас положение изменилось: каждая деноминация, группа и община любой религии может свободно прокладывать собственную дорогу и по-своему искать подхо­ды к сердцам людей.

В XVI в. в Голландии жил проповедник-протестант Менно Симонс. Он никогда не собирался основывать новое религиоз­ное течение, но его последователи (в основном из числа умерен­ных анабаптистов) стали называть себя меннонитами. Их в мире сейчас около полумиллиона. Учение меннонитов, будучи довольно радикальной ветвью протестантизма, отличается принципом «непротивления злу насилием». Меннониты — пацифисты и не могут, по своей вере, служить в армии, состоять на государственной службе. Согласно убеждениям, они никог­да не принимают на себя никаких клятв и присяг. Поначалу пос­ледователи Менно Симонса резко изолировались от общества, но в современном мире живут вполне спокойно и в конфликты с властями не вступают. В России меннониты слились с бапти­стами.

В США, Англии, Канаде существует немало общин так называемых квакеров (от англ, quake — трястись, трепетать). Они зародились в XVII в. и назывались «Христианским обществом внутреннего света». Основателем этого течения считается Джордж Фокс — английский ремесленник и пури­танин. Квакеры, вслед за своим основоположником, пришли к убеждению, что чтение книг и даже самого Писания ничего не значит, если человек не озарен «внутренним светом». Каж­дый может, при желании, получить это озарение непосред­ственно от Святого Духа, «открыть в себе Иисуса Христа». Естественно, что не нужны ни обряды, ни богослужение, ни священство, более того, даже чтение Евангелия совершенно не обязательно. Во время молитвенных собраний квакеры мол­чат, пока кто-нибудь не почувствует, что «Дух вошел в него». Тогда озаренный встает и начинает с трепетом, от имени Бога, пересказывать свои грезы и видения, пребывая в состо­янии транса. Таким образом, квакеры соединили наиболее радикальные идеи протестантизма с мистикой. То же самое произошло с анабаптистами, а позже с пятидесятниками. Круг зам­кнулся: крайние реформаторы вернулись к мистике, которую до этого столь страстно отвергали основоположники нового христианства... Жизнь квакеров всегда отличалась строгостью нравов и аскетизмом. В чести, особенно поначалу, были бедность, скромность. Члены общины обращались друг к другу только по имени, ни перед кем не заискивали, старались одинаково одеваться. Браки заключали, поклявшись друг другу в верно­сти. Покойников погребали просто и тоже без специальных обрядов и церемоний. Почти с самого начала квакеров считали в Англии опасной сектой. В конце XVII века они в массовом масштабе пересе­лились в североамериканский штат Пенсильвания, где и жи­вут по сей день довольно замкнутыми общинами. У квакеров есть свой университет. Всего последователей этого, одного из старейших течений протестантизма, около 200 тыс.

В XVIII в. в Англии в противовес англиканству возникло течение методистов, а основателями его стали братья Джон и Чарльз Уэсли. Существуют две версии происхождения этого названия. Согласно первой, братьев Уэсли прозвали методистами в насмешку за сверхтщатель­ное отношение к религиозным делам и изучению Писания. По второй, на­звание пошло от проповеднической деятельности последователей этого течения, которая была очень совершенно методически разработана. Чарльз был весьма одаренным рели­гиозным поэтом. Методисты исходили из идеи чудесного «второго рождения свыше», в результате которого человек (имеющий в себе дар благодати) изгоняет грех, полностью об­новляется и меняет сущность. После своего «рождения свыше», которое произошло почти одновременно, братья отправились на проповедь. Они проехали и прошли огромные расстояния, произнесли тысячи пламенных речей в основном среди городской бедноты. Вскоре возникла и методистская церковь, близкая по догматике к англиканской, но гораздо более свободная и независимая. Сейчас она сохраняет немалое влияние в протестантском мире и насчитывает 30 млн. последователей. Главное дело методистов — проповеди. Пропо­ведники, как правило, — миряне, которых специально готовят для этой роли. Они обязаны быть высоконравственными людь­ми, много и неустанно трудиться, показывая всем личный пример. Большое внимание методисты всегда уделяли помощи бедным, нуждающимся и детям, а также образованию и медицине. Неслу­чайно из среды методистов в конце XIX века выросло новое про­тестантское течение — Армия спасения. Основателем Армии был тоже англичанин — Уильям Бутс (1829—1912г.). Он исходил из простой идеи: прежде чем чи­тать человеку проповеди, его надо накормить, доказав тем самым искренность своих слов о всеобщей любви. Новой орга­низации Бутс придал военизированную форму. Так в Армии Спасения появились генералы, комиссары, полковники и т. д. Вступающий в армию брал на себя обет верности Богу и лю­дям, а также отказывался от курения, алкоголя и наркотиков. Началась зарубежная деятельность Армии. В начале XX века Бутс посетил Петербург и основал ее русское отделение (ко­торое после революции надолго попало под запрет). В 1992 году отделение Армии вновь учреждено в Москве и ведет ак­тивную миссионерскую и благотворительную работу. На ули­цах российских городов вы можете встретить мужчин и жен­щин, одетых в темную военизированную форму с характерной эмблемой: короной, кругом со скрещенными мечами и надпи­сью «Кровь и огонь». Члены Армии тяготеют к многолюдным собраниям и шествиям в сопровождении духового оркестра. Из учения христианства самым главным они считают мораль­ный аспект.

Чем позже возникала та или иная протестантская деноми­нация, тем дальше она уходила от первоначальных догматов реформации. Еще одно большое, но в отличие от предыдущих, сравнительно новое протестантское течение — адвентисты. Его название происходит от лат. Adventus — пришествие (Хри­ста). Основатели адвентизма — Уильям Миллер и Елена Уайт, оба — баптисты и жители США. Опираясь на Библию, Миллер вычислил дату второго пришествия и конца света— 21 марта 1843 г. и стал активно готовиться к «светопрестав­лению» вместе с большой группой своих последователей. Но так как в этот день ничего заметного не произошло, его пос­ледователи стали считать, что Христос пока лишь вступил в «небесный храм» для предварительного разбора дел к Страш­ному суду и его следует ожидать на Земле в ближайшее время. Потом назначались и другие даты пришествия, в том числе 1995 год. Е. Уайт — пророчица адвентизма — основала течение «адвентистов седьмого дня» (так как, аналогично иудеям, его последователи считают седьмым праздничным днем суб­боту, а не воскресенье, как все христиане). В рай и ад адвен­тисты не верят. Он считают, что душа смертна, как и тело, но Бог может воскресить и тело, и душу. После пришествия Христа все грешники воскреснут, но лишь для того, чтобы быть вновь уничтоженными вместе с сатаной, праведники же получат вечную жизнь в царстве Христа (на тысячу лет), а затем вступят на обновленную Землю. Для подготовки чело­века к воскресению необходимо усовершенствоваться не толь­ко духовно, но и плотски: не есть нечистого мяса (свинины), не пить чая или кофе, алкоголя, не курить, ограниченно ис­пользовать лекарства (эти принципы называются «санитар­ный кордон»). Адвентисты не одобряют развлечений, призы­вают вести довольно аскетичную жизнь, основанную на строгом соблюдении библейской морали. Верующие отдают церкви десятую часть доходов.

Адвентистов седьмого дня (АСД) около 5 млн. человек, главным образом они живут в США и Канаде. В России ад­вентисты раньше не имели большого числа приверженцев. Сейчас община АСД ведет в нашей стране активную мисси­онерскую работу. Создан центр АСД в поселке Заокском Тульской области со специальным учебным заведением. В России и за рубежом есть и другие течения адвентизма, на­зывающие себя адвентистами-реформистами. Они отличаются строгим пацифизмом и запрещают своим последователям службу в армии. В СССР эти течения адвентистов сурово преследовались.

По Новому Завету в пятидесятый день после Пасхи на апостолов снизошла благодать Святого Духа в виде языков пламени (поэтому праздник, посвященный этому событию называется Пятидесятница или Троица). Поздняя протес­тантская деноминация, представители которой считают, что каждый человек может индивидуально получить благо­дать (дары) Святого Духа, называется пятидесятничеством. Отправной точкой этого учения стала идея методис­тов о «втором рождении свыше». В Послании апостола Павла к коринфянам сказано, что одним Святой Дух дает способ­ность к мудрости, другим дар исцеления, третьим пророче­ства... Иному же «...разные языки, иному истолкование язы­ков». Эти строки и «взяли на вооружение» основатели нового течения. Особая черта пятидесятничества — глоссолалия (от гр. Glossa — непонятное слово). Как утверждают пятидесятники, после поста и молитвы, в состоянии экстаза человек начина­ет говорить непонятными словами (глоссами), а также ис­пользовать изречения на иностранных языках, которые никог­да не изучал. «Иные языки» — свидетельство того, что данный член общины получил благодать Святого Духа. Впер­вые это проявилось в 1901 году в одной американской библей­ской школе, когда одна из учениц заговорила на китайском языке, никогда до этого его не изучая. Затем что-то похожее произошло и с другими учениками. Случившееся объяснили тем, что голосом людей «заговорил сам Святой Дух». Это событие и стало началом пятидесятничества. Пятидесятники мистически общаются с Богом и от это­го, как они считают, приобретают особые способности: исце­лять больных, проповедовать и т.п. Болезни они рассматри­вают как следствие недостатка веры и козней сатаны, которого периодически изгоняют.

В мире 50 млн. пятидесятников. В России они некоторое время входили в состав ВСЕХБ , но сейчас отсоединились и существуют самостоятельно. Как и все протестан­тские течения, пятидесятники разделились на многочисленные ветви. В некоторых из них сильно преобладает мистический элемент. Часть последователей этого учения далеко отошла от главных положений христианства. Некоторые новые и новейшие ответвления протестантиз­ма иногда называют течениями маргинальных (От лат. marginalis — находящийся на краю) христиан, т.е. христиан, стоящих как бы на самом краю христианского мира. Большинство протестантов негативно воспринимает их учения, а иногда и просто объявляет опасными для нравственного здо­ровья общества. Впрочем, сами «маргиналы» ничуть не сму­щаются этим, утверждая, что любое истинное учение поначалу подвергается в «грешном» обществе осуждению (а то, что они проповедуют, конечно, «непреложная истина»). Статус «го­нимых» вполне устраивает многих религиозных деятелей и их последователей.

Одно из таких течений — Свидетели Иеговы. Оно воз­никло в 70-х годах XIX века в США, а его основатель — Чарльз Тейзе Рассел. Иегова — одно из иносказательных имен единого Бога у древних евреев. В книге библейского пророка Исайи (глава 43, стихи 9—10) ска­зано от имени Бога: «Пусть народы соберутся вместе, и совокупятся племена... Пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя, и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: правда! А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что эго Я.. ». От этих слов и пошло название Свидетели Иеговы. Троицу в целом «Свидетели» не признают: Иегова для них — единственный Бог, который действует в мире и испол­няет свою волю с помощью невидимой силы — Святого Духа. Христос создан Богом в качестве некоего высшего суще­ства — царя Божьего царства, а далее, уже через Христа, был сотворен весь мир. В то же время Иисус на Земле был не Богом, а совершенным человеком: он вообще не равен своему Отцу и Творцу (как вы помните, такое же учение существовало в концепции ариан). Свидетели Иеговы считают, что Второе Пришествие Христа уже совершилось, но незримо: присутствие Христа на земле существует с 1914 г. Они верят в ангелов и демонов во главе с сатаной. Стержневая идея их учения — ожидание конца света и установления рая на земле (существование ада они отрицают). По мнению Свидетелей, скоро грянет Армагеддон — война доброго и злого начал. Среди людей Свидетели выделяют «малое стадо» (из­бранное Иеговой), то есть руководителей и авторитетов цер­ковной организации (всего около 144 тыс. человек, в живых сейчас 9 тыс. из них). После смерти они сразу попадают на небо и входят в правительство Христа. Остальные — «боль­шое стадо» (члены церкви Свидетелей Иеговы) — после Армагеддона воскреснут и будут жить в земном раю. Судьба же тех, кто не принял учения, сомнительна. Они тоже вос­креснут, но им предстоит суровое испытание, после которого лишь некоторые обретут вечную жизнь, а основная масса бу­дет уничтожена. Свидетели Иеговы живут довольно замкнуто. Члены об­щины стараются привлечь людей, вступая в разговоры прямо на улицах, в общественных местах. Члены этого религиозно­го объединения отмечают только один праздник — помино­вение смерти Христа. На столе вино и пресный хлеб, симво­лы тела и крови Христовой, но их принимают только «помазанные духом Божьим», т.е. избранные. Свидетелей Иеговы около 3,5 млн. Они издают журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня». Руководство деятельностью этой церкви осуществляется в США.

Не так давно в России начали появляться проповедники мормонов, сравнительно молодого религиозного течения, ос­нованного в 1830 г. в США Джозефом Смитом. Полное его название — «Церковь Иисуса Христа последних дней». Центр мормонов — г. Солт-Лейк-Сити в штате Юта, куда (на дальний Запад) они вынуждены были переселиться, спа­саясь от преследований. В городе находится огромный мормонский храм, отдаленно напоминающий готический собор и университет. Мормоны признают Библию и «Книгу Мормона» — загадочный и малоизученный труд, тем не менее призывающий к активному кровопролитию и насилию. В этой книге рассказывается о том, как за шесть веков до на­шей эры потомки израильского племени, происходящего от Легия и сына его Нефия, переселились из Азии на Американ­ский континент. Затем потомки переселенцев начали войну друг с другом и одно племя (краснокожих) истребило другое (белых). Таким образом, американские индейцы — это по­томки иудеев. Мормон один из последних представителей потомства белого племени — и описал все события. Золотые листы с записями Мормона попали через его сына — ангела Мормония к Дж. Смиту, который, «с помо­щью магического кристалла» (!), перевел их на английский язык. По стилю изложения книга Мормона похожа на Библию. Мормоны сохраняют в своем Символе веры многие эле­менты христианства (о Троице, искуплении, спасении и т.д.). Они считают себя продолжателями апостольской миссии, а священство своей церкви носителем апостольской благода­ти. Мормонское предание свидетельствует, что однажды к Дж. Смиту и его сподвижнику явился Иоанн Креститель и окрестил их. Затем прибывшие в Америку апостолы рукоположили основопо­ложников новой веры в священнический сан. Мормоны верят в Христа, но он для них не единственный бог: кроме него есть и другие божественные существа. Естественно, что «Христос посещал Америку». Как и в раннехристианской церкви, у мормонов есть «две­надцать» и «70 апостолов» — совет наиболее заслуженных и уважаемых членов церкви, составляющих ее коллективное ру­ководство. Высшие лица в управлении церковью — «прези­дент» и «пророк» с двумя помощниками. Мормоны трудолюбивы, сдержанны в жизни, не курят, не употребляют алкоголя, кофе, чая. Когда-то на заре истории у них существовал обычай многоженства, который давно не действует. Вероятно, он был связан с необходимостью посто­янно поддерживать высокую численность своих единоверцев, которые поначалу подвергались гонениям и вынуждены были в тяжелой борьбе с индейцами осваивать «Дикий Запад». Все мормоны считают своим долгом вести по всему миру миссио­нерскую работу. Мормонское вероучение столь своеобразно, что далеко не все религиоведы считают его даже отдаленной (маргинальной) разновидностью протестантского христианства. Как вы видите, протестантство представляет собой пест­рую и мозаичную картину. В главных существенных моментах все протестантские церкви схожи, но каждая из них имеет свое неповторимое лицо, характерные особенности. Протестантизм оказал огромное влияние на ход человеческой истории и явля­ется сейчас влиятельным идейным, культурным, социально-политическим и экономическим фактором современного мира. Всего в мире, по приблизительным оценкам, около 300— 400 млн. протестантов, раздробленных на многочисленные ре­лигиозные течения, а также на маленькие, подчас «карликовые» секты. Дополнительно можно насчитать еще миллионы людей, склонных к протестантизму, хотя все цифры такого рода очень приблизительны.

Протестантизм победил и стал преобладающим вероиспо­веданием в Германии, Дании, Скандинавских странах (Нор­вегии, Швеции и Финляндии), Исландии, США. В Соединенные Штаты Америки, как вы помните из истории, шел целый поток европейских протестантов, бежавших от преследования. Поэтому США можно считать классическим образцом протес­тантской цивилизации (хотя эта страна чрезвычайно разнообраз­на в национальном и религиозном отношении, в ней немало и ка­толиков). В некоторых странах католиков и протестантов приблизительно пополам — это Нидерланды, Швейцария, Ка­нада. В Чехии и Австрии протестанты есть, но составляют мень­шинство. Они есть в Африке, Австралии, Азии, причем в этих регионах их число быстро растет. На территории бывшего СССР было около 10 млн. протестантов. Верующие ныне самостоятель­ных прибалтийских государств — Эстонии и Латвии — тоже в подавляющем числе являются протестантами. Только в Латгалии (восточной части Латвии) преобладают католики. К сожалению, борьба католиков и протестантов, разгорев­шаяся в XVI в. и по сей день имеет свои рецидивы в Европе. Ареной этой борьбы остается Северная Ирландия — Оль­стер, территория, находящаяся в составе Великобритании. Этот конфликт уходит корнями в прошлое и имеет не только религиозные причины. Ирландцы — преимущественно като­лики, но в Ольстере большинство населения — протестанты. В конце 60-х годов нашего столетия католическое меньшин­ство начало открытую борьбу за равноправие с помощью Ирландской республиканской армии — террористической экстремистской организации. До сих пор в Великобритании периодически гремят взрывы и проливается кровь...

Разделение христианского мира безусловно тяжелый и прискорбный факт человеческой истории. Движение за их объединение называется экуменизмом (экуменическим дви­жением). Этот термин происходит от греческого слова О1коитепе — Вселенная, обитаемый мир. С целью координации действий, направленных на укрепление взаимопонимания между христианскими конфессиями, создан Всемирный совет церквей, который поддерживается большинством православных и протестантских церквей, а также армянс­кой христианской церковью. В последние годы к деятельности этой организации проявляет внимание и Ватикан. Однако реальное сближение церквей, в смысле вероучительной основы, — на сегодняш­ний день представляется абсолютно невозможным, так как свя­зано с необходимостью их отказа от своих важнейших догматов.



Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам