История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Русские сектанты
- История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам
- Синоптики и Иоанн
- Книга Деяния апостолов
- Этапы образования основных направлений в христианстве
- Учение Нестория и начало христологических споров
- Раскол христианства на православие и католицизм
- Таинства — проводники благодати
- Культ в православии
- Праздники православных
- Управление католической церковью
- Католический культ
- Христианская церковь в Древней Руси
- Раскол и старообрядчество
- Русские сектанты
- Православная церковь в советский период
- Реформация и ранний протестантизм
- Характерные черты и принципы вероучения протестантизма
- Течения раннего протестантизма
- Течения позднего протестантизма
- Возникновение ислама
- Распространение ислама. Оформление Корана
- Основные направления в исламе
- Коран — священная книга ислама
Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ортодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось в конце XVII, а также в XVIII и XIX вв. В XVIII в. в России возникло течение духовных христиан, близкое во многом старообрядцам беспоповцам. Общая черта в мировоззрении этих течений — негативное отношение к церкви как погрязшему в грехе человеческому институту, не имеющему святости (духовные христиане) и потерявшему святость (старообрядцы — беспоповцы). Вера, с точки зрения духовных христиан, должна исповедоваться свободно, и никто не имеет права определять правила ее исповедания. В этом смысле духовные христиане очень сходны с протестантами. Не случайно протестантские течения баптистов, адвентистов, пятидесятников и др., которые начали вскоре проникать в Россию, в качестве питательной среды использовали именно секты духовных христиан. Для всех сект, входящих в это течение, свойственна общинная, замкнутая жизнь с идеалами равенства, братства и самосовершенствования. Замкнутость сект — следствие постоянных преследований со стороны власти, непонимания окружающих, постоянного состояния «обороны». В конце XVII в. возникло течение христоверов (или хлыстов). Они верили в то, что Христос может вселиться в каждого человека, но для этого необходим строгий аскетизм и молитва в виде «радения», когда верующие приводят себя в состояние религиозного экстаза с целью соединения со Святым Духом. Иногда христоверы бичевали себя (отсюда название хлысты). По другой версии хлысты — это искаженное «христы». Крайняя группа христоверов вершиной совершенства считала самооскопление мужчин и женщин (скопцы). В XIX в. христоверы раскололись на множество групп, враждовавших друг с другом. Наиболее мягкие христоверы объединились в общество «Новый Израиль» и в 1914 г. эмигрировали в Уругвай. Сейчас в России сохранились очень маленькие группы христоверов на Северном Кавказе.
Самые заметные течения духовных христиан — это духоборы (или духоборцы) и молокане. Духоборы отвергали церковь, иконы, кресты, они отказывались служить в армии, вступали за равенство людей, не признавали никакой власти. Вместо Библии они читали собственную «Животную книгу» (книгу жизни), которая состояла из псалмов, написанных самими духоборами. «Бог есть дух» — считают духоборы. Основы учения, религиозные тексты и напевы передаются духоборами из поколения в поколение.
Духоборов много раз переселяли внутри России, в том числе в Грузию. В 1898—1899 гг. произошел массовый исход духоборов из России в Канаду, куда их пригласили квакерские общины и где они живут и по сей день, сохраняя свои традиции и своеобразную культуру. В судьбе духоборов принимал участие Л.Н. Толстой: на его средства были зафрахтованы пароходы для их переселения. Часть духоборов живет сейчас в России на Северном Кавказе и в некоторых других районах. В 1991 г. состоялся съезд духоборов, они создали свою организацию в России. Слово духоборы можно трактовать двояко: как борцы «за святой дух», либо как «борящиеся со святым духом». Вполне возможно, что это название первоначально было дано им православными иерархами и носило в себе именно оттенок осуждения, но понравилось самим духоборам, которые поменяли его смысл «на 180 градусов». Название «молокане» тоже объясняется по-разному: от названия реки Молочная или от некоего «духовного молока», которым они питаются (есть и другие версии). Молокане признают Библию, но по сравнению с духоборами их взгляды более умеренны. Во время службы они читают Библию и поют псалмы. В учении молокан присутствует элемент эсхатологии (с гр. учение о конечной точке) — ожидание скорого второго пришествия Христа и установления царства Божия на земле (сравните с адвентистами!). В мире около 300 тыс. молокан, они живут в США, Канаде, Латинской Америке. В основном это эмигранты из России. Некоторые молокане вернулись на Родину. На Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине и в Центральном районе России живут общины молокан как вернувшихся, так и сохранивших здесь свои поселения. В 1991 г., так же как и духоборы, молокане России провели свой съезд и объединились в союз, имеющий периодический печатный орган.
Ответвлением молокан является секта прыгунов (во время молитвы они приходят в состояние экстаза, в чем сходны с христоверами). В Азербайджане и Армении сохранились небольшие группы верующих этого направления. Христоверов, молокан и духоборов принято считать «старыми русскими сектантами» в отличие от протестантских сект более позднего времени. Они, безусловно, далеки от православия, но являются заметным и чрезвычайно интересным фактором религиозной жизни России.
Русская православная церковь в синодальный период
В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных устоев в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия, которая помещалась недалеко от Кремля — на Никольской улице. При Академии появилась большая библиотека и типография. Правивший в то время сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич лично покровительствовал делу духовного образования. Немалую роль играла и его сестра — царевна Софья (ставшая впоследствии в оппозицию к Петру I). Федор, Софья и ее фаворит — князь В.В. Голицын отличались «прозападными» настроениями и готовили реформы, предвосхищающие реформы Петра Великого (хотя до осуществления они доведены не были). Для преподавания в Академии в это время привлекли церковных деятелей из Киева (который, как вы помните, был в церковном отношении независим от Москвы и в большей степени находился под влиянием западной культуры). Виднейший из привлеченных — Симеон Полоцкий был не только богословом, но и филологом, а также одним из первых стихотворцев на Руси. Одновременно в Академии существовала и другая — более ортодоксальная группировка, в конечном итоге одержавшая верх. Эта борьба в стенах Академии оказалась символична: России предстояли огромные перемены, коснувшиеся и церкви. Затем на престоле появился молодой царь Петр I. В юности он находился под сильным влиянием протестантов, живущих в Москве в Немецкой слободе. К церкви у него было сложное отношение. С одной стороны, он считал себя верующим христианином, с другой — относился к священству и церкви явно без почтения. Чего только стоили грубые и кощунственные развлечения юного Петра в селе Преображенском, разыгравшего со своим окружением «всешутийный и всепьянейший церковный собор». Петр, продолжая линию своего отца царя Алексея, выигравшего схватку за первенство у патриарха Никона, стремился сделать церковь орудием своей неограниченной власти. Единство духовной и светской власти, т.е. главное условие осуществления русской самодержавной идеи в XVII в., было окончательно разрушено Петром. Когда в 1700 г. умер последний (одиннадцатый по счету) патриарх Адриан, Петр, вместо объявления нового патриарха, заявил в гневе, что он «сам де патриарх» и отныне церковь должна стать послушной воле царя. Так как церковью впоследствии стал управлять Синод- ведомство церковных дел, подчиненное светской власти, дальнейший период церковной истории в России принято называть синодальным периодом. Он продлился до 1917 г. Первоначально (до 1721г.) существовала Духовная Коллегия, а члены Синода назначались по указанию царя. Большую роль играл обер-прокурор Синода — светский человек, фактически руководивший церковными делами. В течение этого периода церковь потеряла значительную часть имущества: произошла секуляризаиия земель, а священство стало жить на обычное государственное жалованье. В церковную жизнь проникла бюрократия, влияние православия на все сферы жизни уменьшилось. Это, конечно, не означает, что в жизни церкви в этот период не было значительных событий и выдающихся деятелей. Православие оставалось фактически государственной религией России, законодательно считалось «первенствующей и господствующей» верой, хотя другие вероисповедания были разрешены и сосуществовали с православием. I
Огромным авторитетом пользовались монастыри, а особо чтимые из них получали почетное наименование Лавры (Лавра с гр. буквально городской квартал, улица — особо значимый мужской монастырь в православии; Троице-Сергиева, Александро-Невская и др.). Возрождалось русское монашеское старчество: Серафим Саровский (1760— 1833), Амвросий из Оптиной пустыни (1812—1891), Иоанн Кронштадтский (1829—1908) и другие крупнейшие духовные авторитеты России. Русские люди всех сословий и званий шли к монахам-старцам, ища у них духовной поддержки и благословения. Старчество отнюдь не всегда пользовалось поддержкой у высших церковных иерархов и у светской власти.
Выдающиеся личности этого времени среди церковных деятелей — это Московский митрополит Платон (конец XVIII—начало XIX вв.) — крупнейший философ, богослов и историк церкви, а также Московский митрополит Филарет (середина XIX в.) — в миру В.М. Дроздов. Несколько десятилетий Филарет занимал митрополичью кафедру, впадал в немилость при Аракчееве, конфликтовал с руководством Третьего отделения. При Александре II он оказался вовлеченным в разработку реформы по отмене крепостного права и внес в нее немалый вклад, являясь составителем Манифеста 19 февраля 1861 г. Филарет — автор монументальных историко-церковных и богословских трудов, один из переводчиков Священного писания на русский язык. Что касается его взглядов на устройство церкви, то Филарет был противником каких-либо преобразований, считая, что церковь «особенно нужно охранять от потрясения, когда многое потрясено». Известным идеологом русского самодержавия был обер-прокурор синода К.П. Победоносцев. Он утверждал, что распад единства церкви и государства гибелен для страны. Правление царя Александра III, на которое пришелся расцвет деятельности Победоносцева, характеризовалось усилением влияния церкви, православной идеологии и культуры. В этот период усилились гонения на некоторых иноверцев, старообрядцев и сектантов.
В конце Х1Х — начале XX вв. начался процесс религиозного православного и национального возрождения в России. Одним из материальных памятников этого возрождения (коснувшегося литературы, музыки, живописи, архитектуры) и стал знаменитый храм Христа Спасителя в Москве. Появилась плеяда светских философов, стоявших на позициях православия, но по-новому смотревших на важнейшие вопросы религиозного мировоззрения. До сих пор их произведения не утратили актуальности и вызывают жаркие споры и дискуссии. В этих трудах ставились глобальные вопросы о перспективах развития России, о ее будущем, т.е. обо всем том, о чем сейчас так много говорят и спорят. Надо надеяться, что вы самостоятельно познакомитесь с произведениями В. С. Соловьева, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского (удивительного человека — физика, искусствоведа, св4-щенника, погибшего в сталинских лагерях).
Все эти люди и их труды составляют золотой фонд российской национальной культуры.