История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Раскол и старообрядчество
- История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам
- Синоптики и Иоанн
- Книга Деяния апостолов
- Этапы образования основных направлений в христианстве
- Учение Нестория и начало христологических споров
- Раскол христианства на православие и католицизм
- Таинства — проводники благодати
- Культ в православии
- Праздники православных
- Управление католической церковью
- Католический культ
- Христианская церковь в Древней Руси
- Раскол и старообрядчество
- Русские сектанты
- Православная церковь в советский период
- Реформация и ранний протестантизм
- Характерные черты и принципы вероучения протестантизма
- Течения раннего протестантизма
- Течения позднего протестантизма
- Возникновение ислама
- Распространение ислама. Оформление Корана
- Основные направления в исламе
- Коран — священная книга ислама
Единство духовной и светской власти, свойственное первой половине XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676) отмечено бурными общественными потрясениями, бунтами. Раскол церкви, произошедший в это время, до глубины потряс русское общество и имел весьма далеко идущие последствия для отечественной истории.
В истории церковного раскола выделяется яркая и могучая фигура патриарха Никона. Что это был за человек? Будущий патриарх родился в 1605 г. Мирское его имя — Никита, по отцу — Минич. Высокого роста, красивый, богатырского сложения мужик с рыжими волосами и бородой — так выглядел будущий реформатор. Уже будучи иерархом церкви, он совершал крестный ход в богатом облачении, весившем несколько пудов. Еще в детстве Никита проявил стремление к церкви, убежав, против воли отца, в соседний с его домом Желтоводский Макарьевский монастырь (Костромской губернии). Отец — человек простого происхождения — противился выбору сына. Только после смерти отца Никита стал священником в селе Лыскове на Волге. У Никиты была жена и трое сыновей, но все трое умерли. Посчитав это особым знаком, Никита и его жена постриглись в монахи. Никита постригся в Соловецком монастыре (с этого времени он стал Никоном) и остался жить на Онежском озере. Рассказывают, что всю жизнь Никона преследовали видения Однажды он отправился в Москву по делам своего монастыря и чуть было не погиб, плывя на лодке по Онеге. На месте своего спасения Никон основал Крестный монастырь. В Москве этого незаурядного человека заметил царь и сделал его архимандритом Новоспасского монастыря (где находилась родовая усыпальница Романовых). Затем он стал митрополитом Новгородским (очень высокое положение в русской церкви!). Во время жестокого бунта новгородцев Никон единолично сумел остановить толпу разъяренных людей, и, будучи избитым и истекая кровью, служил литургию Царь был в восторге от Никона! Когда скончался очередной патриарх (Иосиф), Алексей Михайлович с боярами на коленях умоляли Никона стать патриархом (1652 г.). Уже в это время Никон — активный сторонник ряда преобразований в русской церкви. Все намечавшиеся реформы были формально продиктованы тем, что за долгие годы существования православия на Руси накопилось множество разночтений и расхождений в обрядах, книгах и богослужении по сравнению с греческими образцами. В первую очередь необходимо было исправить богослужебные книги по греческим оригиналам. Никон стал патриархом, потребовав согласия на переустройство церкви. Но одновременно у Никона имелась еще одна важная идея: церковная власть должна была стать, как и в прошлом, выше светской. Ежегодно на Вербное Воскресенье в Москве при стечении народа устраивалось торжественное «шествие на осляти»: патриарх въезжал в Кремль на осле (как когда-то въезжал, как вы помните, в Иерусалим Иисус Христос), а осла вел под уздцы сам российский царь! Это ли не свидетельство высочайшего положения патриарха? Но и царь Алексей желал сильной и единоличной власти. Как говорили современники, «два солнца не могли долго светить на одном небосклоне». Реформы начались и шли очень успешно. Книги активно переправлялись, вместо написания «Исус» стали писать «Иисус», вместо крестного знамения двумя перстами (символ Христа-богочеловека) стали креститься тремя (символ Святой Троицы), признали четырехконечный крест наряду с восьмиконечным. Были и другие нововведения: крестный ход вокруг храма стал совершаться в другую сторону, литургия теперь совершалась над шестью просфорами (просфора — хлеб для причастия) вместо семи, «Аллилуйя» стало повторяться три раза вместо двух, вместо земных поклонов стали совершать поясные и т.д. Все эти различия превратились в конечном итоге в отличительные черты между православными церквями «нового» и «старого» обряда. Большие изменения произошли в церковном искусстве: иконописи, музыке, архитектуре. Никон запретил, например, строить на Руси шатровые храмы как неканонические. Исторически первым образцом шатрового зодчества из камня является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в честь рождения Ивана Грозного. Последний образец, построенный накануне никоновского запрета — храм Рождества Богородицы в Путинках в центре Москвы. Все эти новшества были приняты не сразу. Они вызвали бурный протест множества православных христиан, священников. Во главе сопротивления стояли мощные и колоритные фигуры, такие, как знаменитый протопоп (старое название церковной должности протоиерея) Аввакум. Ревнителей старой веры осуждали и ссылали. Спасаясь от преследований, они бежали в глухие уголки России — на Север, в Поволжье, в Сибирь. Многие в знак протеста совершали самосожжения. Сгорел заживо в Пустозерске и мятежный Аввакум, оставив после себя великолепные литературные произведения. Старообрядцев (или староверов), как их стали называть, поддерживали в среде стрельцов, старого родовитого боярства. Вспомните картину И. Сурикова «Боярыня Морозова»! Это трагическое полотно необыкновенно ярко и выразительно отражает суть происходивших на Руси событий.
Никон был на вершине своего могущества: друг и советник царя, непререкаемый авторитет, грозный борец за церковь «нового образца». И вдруг как гром среди ясного неба, грянул разрыв патриарха с царем. Это произошло в 1658 г., когда царь не пригласил Никона для участия в церемонии встречи грузинского царевича, а патриаршего представителя царские слуги даже ударили палкой по лбу. Такой оборот событий объясняется в первую очередь соперничеством царя и патриарха, наветами, которые шли к Алексею Михайловичу со стороны тайных противников Никона. Обиженный патриарх переоделся в монашескую рясу, покинул престол и уединился в построенный им по образцу Святых мест Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь искал пути к примирению, но тщетно Десять лет в России фактически не было патриарха. В 1666 г. устроили демонстративный церковный суд над Никоном: ему поставили в вину главным образом оставление патриаршего престола. Никон был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. Царь, очевидно, переживал, но примирение так и не состоялось. Почти в то же время, в 1667 г., церковный собор утвердил реформы Никона. Его дело окончательно победило, но сам патриарх как личность и политик полностью проиграл. Он пережил царя Алексея и умер в 1681 г. на пути в свой родной Новый Иерусалим. Итог этих событий для церкви — утверждение православия нового обряда и появление старообрядческой церкви, держащейся за старину. Политический итог — утверждение в России светской власти как более высокой, чем церковная, духовная.
С этого времени в России стала существовать отдельная православная старообрядческая церковь. Старообрядцы подвергались гонениям в течение всей российской истории. Православная церковь предала их анафеме, которая была снята только в 1971 г. Спасаясь от преследований, староверы продолжали свой путь на юг и на восток. Русские общины старообрядцев оказались в Турции, в Китае, на Аляске, на Тихоокеанском побережье США (вплоть до Калифорнии). Они по сей день говорят на русском языке, носят традиционную одежду, живя далеко за границей России. В нашей стране также сохранилось немало старообрядческих общин. Они живут весьма изолированной жизнью, оставаясь верными старине, древней культуре, обычаям и бытовым устоям.
Старообрядцы не составляют единой церковной организации. Они делятся на два толка (направления) — поповцев и беспоповцев. Беспоповцы считают, что все духовенство погрязло в грехе, «истреблено антихристом» и не имеет права на существование. Поэтому они отвергают священство и обходятся без него. Внешне их точка зрения напоминает протестантизм, но есть и серьезное различие с ним: беспоповцы считают эту ситуацию временной, «пока не исправятся человеческие нравы». Поповцы признают священство и все обряды, которые с ними связаны. Как поповцы, так и беспоповцы делятся на многочисленные группы (согласия).
Наиболее многочисленной и влиятельной у старообрядцев-поповцев является Белокриницкая церковь (по названию села Белая Криница в Австрии, куда переселилась община староверов и где была создана эта церковь). В XIX в. ее центр переместился в Москву, где Белокриницкая церковь слилась с Рогожской общиной старообрядцев. Сейчас это Старообрядческая архиепископия Московской и всея Руси, обладающая единым управлением, издающая литературу, имеющая свой главный храм в районе Рогожского кладбища в Москве.