История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Раскол и старообрядчество

Раскол и старообрядчество

Единство духовной и светской власти, свойственное пер­вой половине XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676) отмечено бурными общественны­ми потрясениями, бунтами. Раскол церкви, произошедший в это время, до глубины потряс русское общество и имел весь­ма далеко идущие последствия для отечественной истории.

В истории церковного раскола выделяется яркая и могучая фигура патриарха Никона. Что это был за человек? Будущий патриарх родился в 1605 г. Мирское его имя — Никита, по отцу — Минич. Высокого роста, красивый, богатырского сложения му­жик с рыжими волосами и бородой — так выглядел будущий реформа­тор. Уже будучи иерархом церкви, он совершал крестный ход в богатом облачении, весившем несколько пудов. Еще в детстве Никита проявил стремление к церкви, убежав, против воли отца, в соседний с его домом Желтоводский Макарьевский монас­тырь (Костромской губернии). Отец — человек простого происхожде­ния — противился выбору сына. Только после смерти отца Никита стал священником в селе Лыскове на Волге. У Никиты была жена и трое сы­новей, но все трое умерли. Посчитав это особым знаком, Никита и его жена постриглись в монахи. Никита постригся в Соловецком монастыре (с этого времени он стал Никоном) и остался жить на Онежском озере. Рассказывают, что всю жизнь Никона преследовали видения Однаж­ды он отправился в Москву по делам своего монастыря и чуть было не погиб, плывя на лодке по Онеге. На месте своего спасения Никон осно­вал Крестный монастырь. В Москве этого незаурядного человека заметил царь и сделал его архимандритом Новоспасского монастыря (где находилась родовая усы­пальница Романовых). Затем он стал митрополитом Новгородским (очень высокое положение в русской церкви!). Во время жестокого бун­та новгородцев Никон единолично сумел остановить толпу разъяренных людей, и, будучи избитым и истекая кровью, служил литургию Царь был в восторге от Никона! Когда скончался очередной патриарх (Иосиф), Алексей Михайлович с боярами на коленях умоляли Никона стать пат­риархом (1652 г.). Уже в это время Никон — активный сторонник ряда преобразований в русской церкви. Все намечавшиеся реформы были формально про­диктованы тем, что за долгие годы существования православия на Руси накопилось множество разночтений и расхождений в обрядах, книгах и богослужении по сравнению с греческими образцами. В первую очередь необходимо было исправить богослужебные книги по греческим оригина­лам. Никон стал патриархом, потребовав согласия на переустройство цер­кви. Но одновременно у Никона имелась еще одна важная идея: церков­ная власть должна была стать, как и в прошлом, выше светской. Ежегодно на Вербное Воскресенье в Москве при стечении народа устраивалось торжественное «шествие на осляти»: патриарх въезжал в Кремль на осле (как когда-то въезжал, как вы помните, в Иерусалим Иисус Христос), а осла вел под уздцы сам российский царь! Это ли не свидетельство высочайшего положения патриарха? Но и царь Алексей желал сильной и единоличной власти. Как говорили современники, «два солнца не могли долго светить на одном небосклоне». Реформы начались и шли очень успешно. Книги активно переправ­лялись, вместо написания «Исус» стали писать «Иисус», вместо крест­ного знамения двумя перстами (символ Христа-богочеловека) стали кре­ститься тремя (символ Святой Троицы), признали четырехконечный крест наряду с восьмиконечным. Были и другие нововведения: крестный ход вокруг храма стал совершаться в другую сторону, литургия теперь совершалась над шестью просфорами (просфора — хлеб для причастия) вместо семи, «Аллилуйя» стало повторяться три раза вместо двух, вместо земных поклонов стали совер­шать поясные и т.д. Все эти различия превратились в конечном итоге в отличительные черты между православными церквями «нового» и «ста­рого» обряда. Большие изменения произошли в церковном искусстве: иконописи, музыке, архитектуре. Никон запретил, например, строить на Руси шатровые храмы как неканонические. Исторически первым образцом шатрового зодчества из камня яв­ляется церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в честь рожде­ния Ивана Грозного. Последний образец, построенный накануне нико­новского запрета — храм Рождества Богородицы в Путинках в центре Москвы. Все эти новшества были приняты не сразу. Они вызвали бурный про­тест множества православных христиан, священников. Во главе сопротивле­ния стояли мощные и колоритные фигуры, такие, как знаменитый протопоп (старое название церковной должности протоиерея) Аввакум. Ревнителей старой веры осуждали и ссылали. Спасаясь от преследований, они бежали в глухие уголки России — на Север, в Поволжье, в Сибирь. Многие в знак протеста совершали самосожжения. Сгорел заживо в Пустозерске и мятеж­ный Аввакум, оставив после себя великолепные литературные произведения. Старообрядцев (или староверов), как их стали называть, поддерживали в среде стрельцов, старого родовитого боярства. Вспомните картину И. Су­рикова «Боярыня Морозова»! Это трагическое полотно необыкновенно ярко и выразительно отражает суть происходивших на Руси событий.

Никон был на вершине своего могущества: друг и советник царя, не­пререкаемый авторитет, грозный борец за церковь «нового образца». И вдруг как гром среди ясного неба, грянул разрыв патриарха с царем. Это произошло в 1658 г., когда царь не пригласил Никона для участия в цере­монии встречи грузинского царевича, а патриаршего представителя царс­кие слуги даже ударили палкой по лбу. Такой оборот событий объясняется в первую очередь соперничеством царя и патриарха, наветами, которые шли к Алексею Михайловичу со стороны тайных противников Никона. Оби­женный патриарх переоделся в монашескую рясу, покинул престол и уеди­нился в построенный им по образцу Святых мест Новоиерусалимский Вос­кресенский монастырь. Царь искал пути к примирению, но тщетно Десять лет в России фактически не было патриарха. В 1666 г. устроили демонст­ративный церковный суд над Никоном: ему поставили в вину главным об­разом оставление патриаршего престола. Никон был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. Царь, очевидно, переживал, но примирение так и не состоялось. Почти в то же время, в 1667 г., церковный собор утвер­дил реформы Никона. Его дело окончательно победило, но сам патриарх как личность и политик полностью проиграл. Он пережил царя Алексея и умер в 1681 г. на пути в свой родной Новый Иерусалим. Итог этих событий для церкви — утверждение православия нового обряда и появление старообрядческой церкви, держащейся за старину. Политический итог — утверждение в России свет­ской власти как более высокой, чем церковная, духовная.

С этого времени в России стала существовать отдельная православная старообрядческая церковь. Старообрядцы под­вергались гонениям в течение всей российской истории. Пра­вославная церковь предала их анафеме, которая была снята только в 1971 г. Спасаясь от преследований, староверы продолжали свой путь на юг и на восток. Русские общины ста­рообрядцев оказались в Турции, в Китае, на Аляске, на Ти­хоокеанском побережье США (вплоть до Калифорнии). Они по сей день говорят на русском языке, носят традиционную одежду, живя далеко за границей России. В нашей стране так­же сохранилось немало старообрядческих общин. Они живут весьма изолированной жизнью, оставаясь верными старине, древней культуре, обычаям и бытовым устоям.

Старообрядцы не составляют единой церковной организа­ции. Они делятся на два толка (направления) — поповцев и беспоповцев. Беспоповцы считают, что все духовенство по­грязло в грехе, «истреблено антихристом» и не имеет права на существование. Поэтому они отвергают священство и обхо­дятся без него. Внешне их точка зрения напоминает протестан­тизм, но есть и серьезное различие с ним: беспоповцы счита­ют эту ситуацию временной, «пока не исправятся человеческие нравы». Поповцы признают священство и все обряды, кото­рые с ними связаны. Как поповцы, так и беспоповцы делятся на многочисленные группы (согласия).

Наиболее многочисленной и влиятельной у старообрядцев-поповцев является Белокриницкая церковь (по названию села Белая Криница в Австрии, куда переселилась община старо­веров и где была создана эта церковь). В XIX в. ее центр пе­реместился в Москву, где Белокриницкая церковь слилась с Рогожской общиной старообрядцев. Сейчас это Старообряд­ческая архиепископия Московской и всея Руси, обладающая единым управлением, издающая литературу, имеющая свой главный храм в районе Рогожского кладбища в Москве.

Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам