История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Течения раннего протестантизма
- История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам
- Синоптики и Иоанн
- Книга Деяния апостолов
- Этапы образования основных направлений в христианстве
- Учение Нестория и начало христологических споров
- Раскол христианства на православие и католицизм
- Таинства — проводники благодати
- Культ в православии
- Праздники православных
- Управление католической церковью
- Католический культ
- Христианская церковь в Древней Руси
- Раскол и старообрядчество
- Русские сектанты
- Православная церковь в советский период
- Реформация и ранний протестантизм
- Характерные черты и принципы вероучения протестантизма
- Течения раннего протестантизма
- Течения позднего протестантизма
- Возникновение ислама
- Распространение ислама. Оформление Корана
- Основные направления в исламе
- Коран — священная книга ислама
Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и государственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение новой веры. Если в Германии после длительных столкновений был подписан Аугсбургский договор (1555 г.), определивший, что выбор веры — дело каждого отдельного княжества, то во Франции борьба католиков с протестантами (их там называли гугенотами) оказалась затяжной и кровопролитной. Слово huguenotos пришло во французский язык скорее всего из немецкого и первоначально означало «союзник». Кульминацией этой борьбы явилась Варфоломеевская ночь, ставшая символом жесточайшей расправы. В ночь на 24 августа 1572 г. (день святого Варфоломея) в Париже католики убили около 30 тыс. протестантов, съехавшихся в столицу на свадьбу одного из лидеров гугенотов — Генриха Бурбона, короля Наваррского (будущего короля Франции). Невестой на этой свадьбе была сестра французского короля Маргарита Валуа, мать которой — Екатерина Медичи фанатично следовала католицизму. Именно королева-мать и стала организатором хорошо продуманной и заранее подготовленной «кровавой бойни», устроенной протестантам. Однако и это не дало католикам окончательной победы: в 1586 г. и во Франции гугеноты получили свободу вероисповедания (хотя позже она была снова отменена). В Англии утверждение протестантизма произошло мирным путем при поддержке королей. В других европейских странах сохранялось преимущественное влияние католичества.
Как уже говорилось, протестантизм очень разнообразен, и существующие внутри него церкви сильно различаются по своему вероучению. Некоторые протестантские деноминации основаны в XVI—XVIII веках и их условно можно считать старыми, иные, возникшие в XIX и XX веках, обычно называют поздними. Одна из самых крупных и ранних по времени возникновения протестантских церквей — лютеранская. Ее название происходит от имени Мартина Лютера, на учение которого она главным образом и опирается. Одна из главных вероучительных книг лютеранства — «Аугсбургское исповедание». Для своего времени Лютер был радикальным реформатором, однако, как это часто бывает, со временем выяснилось, что его учение и реформы отнюдь не самые решительные в протестантизме. Через некоторое время после начала реформ их вдохновитель сам ужаснулся тому, что сделал. Он видел разграбленные храмы и монастыри, кровавые столкновения, жуткий крестьянский бунт, вожди которого во многом опирались на идеи Реформации. Пугала Лютера анархия в вопросах вероучения и явная тенденциях дроблению протестантизма на многочисленные секты. Он замечал, что люди часто идею трактовали об «оправдании одной верой» таким образом, что человек вообще не должен стремиться к совершению добрых дел. Для упорядочения ситуации Лютер написал «Катехизис», легший в основу учения будущей лютеранской церкви. Лютеранская церковь — самая традиционная из всех протестантских деноминаций. Она сохранила немало элементов католичества. Богослужение идет в соответствии со специальными правилами (есть канонические тексты и последование служб), сохранена месса, два таинства, имеющие мистическую окраску (крещение и причащение). Кроме этого существует церковный брак, рукоположение в священство, соборование больных и умирающих, исповедь, конфирмация (миропомазание, символизирующее достижение молодыми людьми церковного совершеннолетия). Но это все у лютеран — просто обряды, дань традиции, а не таинства. Храмы лютеран — кирхи (букв, церковь), строятся по определенным канонам архитектуры и представляют собой подчас интереснейшие памятники. Внутри они скромны, нет икон, но есть распятие, алтарь. Священники (пасторы — с лат. букв, пастух) облачены в специальные одежды. В кирхе звучит музыка так называемого протестантского хорала (орган, хор, оркестр), исполняются кантаты, пассивны (на темы Страстен Господних), оратории. Шедевры немецкой протестантской музыки создали Г. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Букстехудс, И. Пахельбель. Церковная и светская музыка в протестантизме не разделены столь резкой гранью, как, например, в православии. Строгого музыкального канона также нет (в протестантской музыке (не только лютеранской), — есть немало значительных произведений в стиле рок; одно из самых ярких — знаменитая рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда»). Лютеранская церковь распространена в Германии, странах Скандинавии, США, Эстонии, Латвии. Даже в Казахстане, Киргизии и на юге Сибири есть лютеранские храмы, что связано с насильственным переселением сюда в сталинские времена поволжских немцев (жителей России с XVIII в.). Всего в мире около 70 млн. лютеран. Единого управления они не имеют и продолжают дробиться (что характерно для всех протестантских церквей).
Близкие друг другу старинные направления протестантизма — кальвинизм и пресвитерианство. О том, кто такой Жан Кальвин, вы уже знаете. Все основные принципы протестантского вероисповедания характерны для кальвинизма. Но это направление отличается большим радикализмом, чем лютеранство. Полное повиновение верующих дисциплине в общине, простота, аскетизм, суровые принципы, регламентация жизни до мелочей — все это, как уже говорилось, следствие главного догмата, выдвинутого Кальвином. Это знаменитый догмат об «абсолютном предопределении». Согласно ему, ни вера, ни деятельность человека не смогут повлиять на его судьбу после смерти. Все уже предопределено Богом, но его решение является для людей тайной. Зачем же тогда усилия и старания человека? Кальвинисты отвечают на это так: успех человека в деле (главным образом, в образовании, профессиональной деятельности, бизнесе) — признак того, что он избран Богом. Отсюда следует стремление к соревновательности, бережливости, к накоплениям, т.е. ко всему тому, что в конечном итоге способствовало развитию капиталистической общественной и экономической системы. Никаких излишеств, праздности — только ежедневный упорный труд. Имущество, учил Кальвин, дается человеку Богом во временное пользование, и за его состояние после смерти придется держать ответ. Надо заметить, что уже после смерти Кальвина, в процессе дальнейшего развития кальвинистского течения оно постепенно утратило столь жесткий и радикальный характер. Современные последователи кальвинизма уже отнюдь не столь строги к себе и окружающим. Современный кальвинизм распался на многочисленные церковные объединения, которые выросли на его базе.
Пресвитериане (от гр. Ргеsbyteros — старший, старейший) как церковное направление -продукт развития кальвинизма. Родина пресвитерианства — Англия и главным образом Шотландия, куда в 1559 году вернулся ученик Кальвина Джон Нокс. С конца XVI в. пресвитерианство стало государственной религией Шотландии. Учение пресвитерианства направлено не на теоретическое построения о потустороннем мире, не на схоластическое богословие, а на практику, то есть оно регламентирует жизнь «на этом свете» Вьющий идеал — повседневная трудовая деятельность и приумножение богатства. У пресвитериан вообще нет священства. Общины (конгрегации) возглавляются пресвитерами (иногда пасторами) и абсолютно независимы друг от друга. Пресвитеры выбираются из числа мирян. Богослужение, идущее на родном языке, до предела упрощено: чтение Евангелия, молитвы, песнопения, исполняемые хором верующих. Канона и утвержденного последования служб, по сути, нет. Богослужение может происходить в любом помещении. В Англии протестантов-кальвинистов называли пуритане (от лат. Purus — чистый). Именно они и были создателями пресвитерианской церкви в противовес католической и англиканской (см. ниже). Впоследствии пуритане сыграли активнейшую роль в Английской буржуазной революции.
Пуританская нравственность была так строга, что даже стала нарицательным выражением. Времена средневековой поэзии и романтики, воспетые в куртуазных романах, прошли. Протестантам, строящим новый мир, некогда было заниматься изящными любовными приключениями. Главной ценностью стала теперь семья. Женщина должна была являть собой саму добродетель. Неприличным могло считаться все, что хотя бы намекало на чувственность. По этой причине, например, в Англии плотно зачехлялись ножки стульев... Последователями Кальвина во Франции стали те самые знаменитые гугеноты, пострадавшие в Варфоломеевскую ночь. Немало кальвинистов было в Нидерландах, Венгрии, Чехии и Германии, все они также внесли свой вклад в создание пресвитерианской церкви.
Англиканство — еще одно крупное и очень раннее течение протестантизма, как это видно из названия, происходит из Англии. Зарождение этой протестантской церкви связано во многом с геополитическими (Геополитика — политика, связанная с географическими интересами тех или иных держав в мире) обстоятельствами. Англия обладала немалым промышленным и военно-морским потенциалом, но во все времена держала себя по отношению к остальной Европе весьма независимо: во-первых, английские короли соперничали и воевали с французскими, во-вторых, они очень тяготились зависимостью от римских пап, которые обогащались в Англии больше, чем сами короли. Изоляции Англии способствовало и ее островное положение. Зародившаяся Реформация стала для английской монархии хорошим поводом к разрыву местной церкви с Римом. Поводом к разрыву послужили «дела семейные»: король Генрих VIII никак не мог добиться от папы Климента VII разрешения на развод с Екатериной Арагонской, чтобы жениться вторично на ее фрейлине Анне Болейн. После непродолжительной «пикировки» с папой в 1534 году Генрих при помощи парламента объявил самого себя земным главой английской (в будущем англиканской) церкви. Началась секуляризация (От лат. saecularis — светский, мирской; под секуляризацией понимается изъятие у церкви ее земельной или иной собственности) церковных владений и имуществ в пользу короля, закрывались монастыри. Уже при следующем правителе Эдуарде VI были введены строгие канонические правила ведения англиканской литургии. Правда, при королеве Марии Тюдор, яростной католичке, процесс утверждения новой церкви прервался, а многие ее сторонники были осуждены и казнены, но в правление Елизаветы I (1558—1603г.) были приняты основные вероучительные положения англиканства и, в первую очередь, окончательная редакция «Символа веры» из 39 пунктов. Как мы видим, освобождение от власти пап, чего так хотели английские короли, и было основным содержанием официальной «Реформации сверху» в Англии. Новая церковь стала некоей «средней линией» между католичеством и протестантизмом. В ее учении сохранились католические идеи о спасительной роли церкви, но добавилось протестантское положение о спасении личной верой («оправдание верой»). Сохранилась церковная иерархия и священство, но в то же время единственным источником вероучения было признано исключительно Священное Писание (но не Предание!). Англикане признали только два таинства (Крещение и Евхаристию), а рукоположение в священство сочли символическим, а не мистическим актом. Священнослужители — англикане, в отличие от католических, получили право состоять в браке. Особенно интересно то, что в этой церкви к священству сейчас допускаются и женщины. Англиканская церковь, подобно другим реформатским церквям, не едина (состоит из более чем двух десятков автономных церквей и различных течений). В мире около 70 млн. англикан. Церковь имеет немалую собственность и капиталы. Здания храмов, как и у католиков, — торжественные и богато украшенные. Центр англиканской церкви — Кентерберийская епархия, архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом. Но главой церкви является сам король или королева. Сейчас это Елизавета II, посетившая в 1995 г. Россию, где принималась не только как глава государства, но и как глава церкви.