История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам — Распространение ислама. Оформление Корана

Распространение ислама. Оформление Корана

Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После смерти Мухаммеда в Аравии правили жестокие завоеватели — халифы (букв. за­местители Мухаммеда и самого Аллаха). Отсюда и назва­ние государства — Арабский халифат. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и совер­шил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года (632-634 гг.). При нем началась работа по сис­тематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу (Коран). Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кус­ках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже жи­вотных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его пос­ледователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно пра­вильный текст забывался, начинал искажаться. Еще более беспощадным завоевателем был второй ха­лиф — Омар, устроивший погромы в захваченных им цент­рах древней культуры — Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того рим­лянами святыни древних евреев — Храма Соломона — на­долго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI — XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пусты­ре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская рели­гия — прямая преемственница древнего иудаизма.

Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман необходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушив­ших супружескую верность, например, он приказал наказы­вать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши. Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и дру­гие территории. С тех пор подавляющее население этих стран — арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибрал­тарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-му­сульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Визан­тии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже (в XVI—XIX веках) — на отдель­ные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религи­ей, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV—XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на террито­рию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приня­ли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуостро­ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах. После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, тре­тьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял му­сульманство. Мухаммад и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище — «Обладатель двух светочей»). При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канони­зированы в так называемом каирском издании лишь в на­чале XX в. Очень важно, что Коран является священной кни­гой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык — лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры распо­ложены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вна­чале — самые длинные, в конце — короткие (от 286 в нача­ле до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном по­рядке: ранние — в конце, поздние — в начале. Так как напи­сана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывоч­но, хаотично и многопланово. По правилам арабской письмен­ности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напе­чатана и в некоторых русских переводах).

Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.

Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так необходимо арабам в тех условиях — призыв сплотиться под знаменем единого бога. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на формирование вероучения и обрядности ислама: (иудаизм, христианство, зороастризм и доисламские языческие культы арабов. Самое интересное, что Мухаммед вначале вовсе не настаивал на том, что он создаёт новое религиозное учение и, по-видимому, первое время чуть ли не отождествлял проповедуемую религию с иудаизмом Он выступал за признание единого бога, которого он по существу отождествлял с иудейским Яхве. Во всяком случае, в Коране Аллах не раз говорит как о своих о тех деяния, авторство которых которых в книгах Ветхого Завета приписывается именно богу Яхве. Почти всю мифологию своей религии Мухаммед заимствовал из Библии, включая пророков от Авраама до Иисуса. Авраам даже совмещён при этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов. В первые годы Мухаммед даже молился, обратив лицо к Иерусалиму. По некоторым данным мединские иудеи тоже вначале проявляли интерес к Мухаммеду. Однако, не умея читать, он узнавал о содержании Библии из устных бесед и воспроизводил услышанное лишь в модифицированном виде. Иудеи открыто высмеивали теологические ошибки Мухаммеда, он же в свою очередь, обвинил иудеев в том, что они исказили богооткровенное содержание Библии и предписал своим последователям во время молитвы обращать лицо к Мекке. Однако в содержании исламского вероучения значительные следы иудаизма (как и христианства) сохранились и в дальнейшем. Так в ислам вошел комплекс эсхатологических идей (восходящий еще к зороастризму): учение о конце света, воскрешении мертвых и Страшном Суде, которые занимают в исламе одно из центральных мест. Некоторые исследователи даже колеблются — что было главным в первоначальной исламской проповеди — единственность Аллаха или возвещение грядущего конца света. Но нет необходимости противопоставлять их. Неверие в «последний день» рассматривается в Коране как столь же тяжкий грех, как и неверие в Аллаха. «И среди людей некоторые го­ворят: Уверовали мы в Аллаха и в последний день. Но они не веруют» (2:7) Но в отличие от Нового Завета эсхатологическая проповедь Корана не говорила о близости сроков светопреставления, она лишь возвещала его неизбежность.

Дуализм доброго и злого богов. Аллаху противостоит злой бог, именуемый в Коране либо Шайтаном, либо Иблисом. Коран, в отличие от библии говорит о том, отуда он появился: когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданном им ангелам поклониться ему; Иблис, единственный из ангелов, возгордился и не захотел пасть ниц перед «сотворенным из праха» Адамом, за что был изгнан с небес и обречен на муки ада; однако до Судного дня ему дана отсрочка, а пока же Иблис является главой злых духов (джинов и шайтанов), которые вредят людям.

Учение об аде и рае, о загробном воздаянии человеку за его дела хорошо разработано в исламе. Будучи заимствованным. из Библии оно получает, так сказать, «восточную специфику», дабы угодить грубым, чувственным вкусам современников Мухаммеда. Рай — это прекрасный сад в котором текут реки, повсюду распространяя прохладу, вкусные плоды висят на огромных тенистых деревьях. Праведные мусульмане, одетые в роскошные платья, будут лежать на мягких постелях и прекрасные черноокие девы будут разносить им в чашах прохладительные напитки. Если в сфере вероучения, ислам явился в определенной. степени продолжением иудео-христианской традиции, то в обрядности и нормативных установлений (правил поведения верующих) очень велико влияние древних арабских верований и культов. Из старого культа ислам сохранил то большое значение, которое придавалось в нем паломничеству к святилищам и прочим почитаемым местам. Мекка с ее Каабой осталась в исламе таким же священным городом, каким была и при языческих паломничествах.

Культурные традиции арабов также оказали воздействие на нормы семейной жизни (многоженство и подчиненное положение женщины) и на сфе­ру права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа) и даже на характер пищевых запретов (не пить вина). Все это способствовало обособлению ислама от других, пусть даже родствен­ных ему, религий. Кроме того, ислам выработал и ряд собственных, ориги­нальных элементов вероучения.

Не был чужд арабам и зороастризм. Его последователи — персы (маджусы по Корану) жили в различных районах Аравии, и ко времени зарождения ислама даже господствовали на юге Аравии. Распространение ислама в зороастрийском Иране, захваченном арабами одним из первых, происходит в то время, когда учение его еще не подвергалось систематической разработке. Персидские богословы внесли в него многое из своих прежних религиозных воззрений Влияние вероучения зороастризма наиболее заметно в эсхатологии ислама. Зороастрийской является и вера в ангелов, никогда не засыпающих и записывающих все деяния человека, и в мост Сират, тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени, перекинутый над адом, по которому только и можно попасть в рай. С зороастризмом связывают и обычай ношения женщинами покрывала. Заимствованными из зороастризма являются ежедневная пятикратная молитва, учение о ритуальной чистоте, и установление пятницы как дня еженедельных собраний. Многие из хадисов положения, заимствованные из религиозных книг зороастризма или же являются подражанием персидским образцам. Зороастризм, который возводит в ранг религиозных обязанностей стремление к приумножению материальных благ, занятие земледелием, скотоводством, заботу о земле, пастбищах, сострадание к родителям и близким, умножение потомства, оказание помощи единоверцам, — имел заметное воздействие и на этическое учение ислама. Перекликается с зороастризмом и фатализм ислама.

К моменту смерти Мухаммеда не было еще вполне оформлено новое учение. Позднее его основные положения были развиты мусульманскими богословами. В догматике ислама почти нет ничего нового по сравнению с вероучением иудаизма и христианства, так как из этих религий много было заимствовано исламом. Есть, конечно, и отличительные особенности вероучения: 1. Ислам перенял иудео-христианскую идею монотеизма. Он требует веры в единого бога — Аллаха. Но принцип монотеизма возведен в исламе более последовательно. Ислам не признаёт христианского учения о триединстве Бога. Аллах един, неразделен и единствен. 2. Ислам заимствовал у монотеистических религий учение о мессии — посреднике между Богом и человеком, но отверг при этом догмат о боговоплощении. Мухаммеду, не говоря уже о других пророках, отказано в божественной природе. Он только человек, но избранный Богом, а потому способный разговаривать с Богом и ангелами. Фактически он наделяется сверхъестественными качествами. 3. Своеобразной чертой ислама является идея абсолютной покорности Богу. Покорность носит всеохватьвающий характер: чедовек покоряется Богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети — родителям, женщины — мужчинам. Этот догмат нашел отражение в названии религии – ислам — покорность. 4. Одним из важнейших догматов в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно мусульманским представлениям, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было сотворено перо («калам»), которое, выполняя поручения Всевышнего, записало всё то чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и это не дано изменить никому. Каждому человеку предназначена определённая судьба, которая неотвратима. Заранее предназначено все: от мелочей до самых больших изменений в жизни. Определен и час смерти. 5. Учение о священной войне (джихад и газават) — против неверных, т.е. против язычников, неверующих и верующих в другие религии. 6. Учение об ангелах: в исламе почитаются бестелесные существа.

Пять столпов ислама. Первый столп («ташахууд») — выражен фразой: «Нет бога, кроме Аллаха, и мухпммед Посланник его». Она состоит из двух частей: первая из них утверждает веру в единого бога — Аллаха, вторая часть утверждает веру в его пророка Мухаммеда. Это формула исповедания веры. Чтобы принять ислам, считаться мусульманином, необходимо произнести эту формулу на арабском языке в присутствии как минимум 2-х свидетелей мусульман. Верующим же рекомендуется почаще произносить эту формулу. Время от времени Аллах посылает на землю своих посланников которым поручал проповедовать новую религию. Шесть из них являются главными: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Христос и Мухаммед. Но Мухаммед самый великий из пророков и последний из них. Он «Печать пророков». Аллах больше не будет посылать их на землю. У Мухаммеда особая «пророческая» душа, которую Аллах создал еще до сотворения мира и лишь с рождением Мухаммеда поместил ее в его тело. Все пророки обладали даром творить чудеса. Однако Мухаммед категорически отказывается сотворить нечто подобное, мотивируя свой отказ тем, что Коран — величайшее из чудес, и что тот, чьими устами он передан, не нуждается в других доказательствах своей особой миссии. Второй столп гласит: каждый мусульманин обязан совершать пять раз установленную молитву («намаз») Эта молитва произносится на арабском языке на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. Совершение молитвы предполагает некоторые условия. Во-первых, надо помнить наставление Корана: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны». Во-вторых, перед молитвой необходимо очиститься омовением. В-третьих, молящийся должен обратить свое лицо к Мекке. В-четвертых, его тело должно быть покрыто одеждой. В-пятых, молящейся должен расстелить молитвенный коврик. Третий столп. Необходимо поститься в месяц рамадан (это девятый месяц по лунному календарю). Пост обязателен для всех, кроме больных, бе­ременных женщин, а также путешественников. Девочки начинают соблюдать пост с 9 лет, мальчики — с 12. В течение месячного поста нельзя ничего есть и пить от восхода солнца до его захода. Нельзя купаться, в это время, курить, нюхать цветы и духи, принимать лекарства вовнутрь и прикладывать их к ране. Смерть в месяц рамадан — богоугодное дело и умерший обязательно попадает в рай, так как двери ада в это время закрываются. Во время этого поста пра­воверные прибавляют к пяти обычным молитвам еще одну, долее длительную (до двадцати простираний), которая совершается вечером под руководством имама. Четвертый столп. Обязательная милостыня («закят»). Пятый столп. Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хоть раз в жизни совершить паломничество к святым местам — в Мекку и желательно — в Медину. Паломничество должно быть приурочено ко времени праздника Кур­бан-байрам (10-е число 12 месяца).


Вы здесь: Главная Религия Религия и религиоведение История религии: Новый завет, направления в христианстве, ислам