Детали машин (курс лекций, часть 2)

Описание червячного редуктора

Для лабораторной работы используют червячные редуктора типа РЧП и РЧУ.

Редуктор состоит из корпуса, крышки, узла червячного колеса и червяка с опорами, крышек подшипников и регулировочных колес (рис.1.10).

Червяк 1 изготовляют из качественной углеродистой стали (ГОСТ 1050 — 75). Боковые поверхности червяка закаливают до высокой твердости, шлифуют, а иногда даже полируют. Форма профиля сечения витков — прямобочная.

Червячное колесо 2 выполняется с ободом (венцом) из бронзы или латуни. Наиболее проста в изготовлении конструкция, в которой венец насажен на центр с натягом. При нагреве посадка может ослабнуть вследствие большого коэффициента местного расширения бронзы, чем чугуна, поэтому в стык венца и центра ввертывают болты с последующим срезанием головок, играющих роль шпилек. При серийном производстве применяют конструкцию — заливку венца в форму с вставленным в нее центром. 

 

clip_image020

Рис.1.9. Геометрические параметры червячной передачи

clip_image022

Рис.1.10. Червячный редуктор с верхним расположением червяка

Опоры червяка и червячного колеса представлены радиально-упорными коническими роликовыми подшипниками качения 3, 4. Такие подшипники служат для восприятия радиальной и осевой нагрузки.

Внутренние кольца подшипников устанавливают с натягом на соответствующих опорных участках валов червяка и червячного колеса. Съемные наружные кольца установлены в корпусе редуктора по переходной посадке, что важно для облегчения осевых перемещений колец при монтаже во время регулировки червячного зацепления и зазоров в подшипниках.

В рассматриваемой конструкции червячного редуктора расстояние между опорами валов невелико, поэтому на каждом опорном участке установлено по одному подшипнику.

При больших расстояниях между опорами червяка и повышенной температуре нагрева в одной опоре устанавливают два радиально-упорных подшипника, а в другой опоре ставят так называемый плавающий радиальный подшипник, допускающий осевое смещение вала.

Регулировку натяжения подшипников осуществляют с помощью прокладок из стальной фольги (сталь декапированная). Их устанавливают между крышками подшипников 5 и 6 и корпусом 7. Кроме регулировочных прокладок, между крышками и корпусом помещают уплотнительные прокладки (изготовленные из картона).

Корпус редуктора 7 служит для установки в него собранных узлов, для регулировки зацепления и его смазки, а также для охлаждения редуктора. Корпус редуктора РЧП сделан разъемным по горизонтальной плоскости, проходящей через ось вала колеса.

Крышка 8 обеспечивает доступ в камеру редуктора для периодического осмотра его узлов. Пробка 9 служит для слива масла, а щуп 10 для замера его уровня в картере редуктора. Смазка редуктора осуществляется окунанием червяка в масло, залитое в корпус. При работе внутри корпуса создается масляной туман. Конденсируясь на стенках, масло стекает вниз и смазывает подшипники качения. Масляной туман улучшает также смазку червячного колеса.

Во время работы червячная передача нагревается. Внутри редуктора повышается давление, являющееся причиной утечки масла через уплотнение. Для устранения этого явления в верхнюю часть корпуса ввинчивают отдушину 11, соединяющую внутреннюю полость редуктора с атмосферой.

Центрирование крышки и корпуса редуктора производится при помощи двух конических штифтов 12, расположенных несимметрично, чтобы при сборке крышки и корпус занимали бы такое относительное положение, какое было у них во время обработки отверстий под подшипники.

Вы здесь: Главная Детали машин Детали машин Детали машин (курс лекций, часть 2)