Маркетинговые исследования. Часть 1
- Маркетинговые исследования. Часть 1
- 1.2 История развития маркетинговых исследований
- 1.3. Основные задачи и объекты маркетинговых исследований
- Глава 2. ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 2.2. Определения проблемы и целей исследования
- 2.3. Разработка плана (программы) исследования
- 2.4. Реализация плана исследований
- 2.5. Анализ полученных результатов
- Глава 3. ИНФОРМАЦИЯ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
- 3.2. Преимущества и недостатки вторичной информации
- 3.3. Роль и значение первичной информации в маркетинговых исследованиях
- Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
- 4.2. Основные принципы формирования маркетинговой информационной системы и её структура
- Глава 5. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
- 5.2. Особенности качественных методов сбора маркетинговой информации
- 5.3. Проективные методы/методики сбора информации
- 5.4. Метод фокус-групп
- Глава 6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ
- 6.2. Особенности панельного метода сбора информации
- 6.3. Методы получения данных
6.3. Методы получения данных
Информация от респондентов при проведении опросов может осуществляться с участием интервьюеров или самостоятельным заполнением анкет. Остановимся на данных методах более подробно.
1. Интервью, осуществляемое на дому у респондентов. В этом случае возможно предварительное согласование сроков по телефону. Это более дорогой метод исследования, но он позволяет устанавливать доверительные отношения, где возможен показ образцов, рекламных материалов.
2. Интервьюирование посетителей крупных магазинов. Данный метод, более дешевле, чем предыдущий. Посетители магазинов опрашиваются либо в помещении магазина, либо дают интервью в офисе.
3. Интервью в офисах. Его обычно используют при сборе информации о продукции производственно-технического и офисного назначения. Этот метод имеет те же плюсы и минусы, что и первый метод, но является более дорогим, что связано с использованием более квалифицированных интервьюеров.
4. Традиционное телефонное интервью имеет следующие преимущества:
· относительно низкую стоимость;
· возможность охватывать большее количество респондентов и обеспечивать высокий уровень репрезентативности;
· возможность проведения за короткие сроки.
Но у данного вида интервью есть и недостатки:
· невозможность что-либо показать респонденту;
· невозможность интервьюеру иметь личное впечатление о респонденте (хотя часто это для последнего психологически комфортнее);
· трудно проверять качество проведенного интервью и все ли запланированные респонденты реально опрошены.
Для проверки и контроля качества проведенных исследований руководство может провести повторные проверочные звонки, используя:
5. Телефонное интервью из специально оборудованного помещения, в котором параллельно работают несколько интервьюеров, к телефонам которых присоединяются контролеры. Кроме хорошего контроля это метод в сравнении с традиционным телефонным интервью обеспечивает меньше затрат за счет объединения ресурсов.
6. Телефонное интервью с помощью компьютера. В данном случае техника обеспечивает автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступительный текст, а затем — последовательно задаваемые вопросы с возможными вариантами ответов. Интервьюер последовательно зачитывает респонденту вопросы и с помощью кода фиксирует названный вариант ответа. При этом следующий вопрос формируется в зависимости от варианта ответа на предыдущий вопрос. Компьютерная база ответов и их статистическая обработка осуществляется автоматически в реальном масштабе времени.
Основным преимуществом компьютерных опросов является широкая степень контроля над информацией:
· компьютер показывает каждый вопрос так, как этого хочет исследователь;
· показывает вопросы и ту информацию, которая нужна респонденту и которую он должен видеть;
· он показывает следующий вопрос только тогда, когда ответ на текущий вопрос будет введен с клавиатурой;
· интервьюер не должен беспокоиться о выборе следующего вопроса при условии ответа на текущий (компьютер делает это самостоятельно).
Контроль над информацией в компьютере осуществляется посредством:
· персонализации вопросов. В ходе интервью компьютер учитывает все предыдущие ответы (например, имя жены, марку автомобиля, название любимого супермаркета) и может сформулировать текст будущих вопросов.
· модернизации анкет. Ключевая информация, полученная ранее в беседе, может быть использована для приспособления анкет для каждого респондента. Люди отвечают более правдиво компьютеру, чем живому интервьюеру.
Компьютерная обработка данных заметно быстрее, чем обычная, но компьютерный сбор информации и обработка несовершенна, так как компьютеры не могут объяснять вопросы, которые не понятны респонденту и машины не могут различать путанные и поверхностные ответы. Иногда требуется использование сразу нескольких методов одновременно.
Компьютеры заметно изменили способы проведения исследования. Впервые компьютеры были использованы в начале 1970 г. для помощи в проведении телефонных интервью. Первые системы связывали головные компьютеры или миникомпьютеры с терминалом, снабженными катодно-лучевыми трубками (КЛТ). Их основной функцией было показывать на экране терминала вопросы, которые обычно содержались в бумажной анкете.
7. Метод «закрытого ящика» используется при опросе руководителей промышленных предприятий. Простой металлический ящик, закрытый на цифровой замок, содержит краткие информационные карточки, формы для опросов, основные отчеты и другие материалы для опросов. Все это сопровождается пояснительным письмом, объясняющим цель опроса. Сам ящик выступает в форме подарка, однако ящик нельзя использовать, если не знать комбинацию цифр, и эта информация будет предоставлена руководителю после его участия в телефонном опросе.
8. Групповое самостоятельное заполнение анкет. Этот метод используется для удобства и удешевления интервьюирования. Например, перед 20 — 30 членами группы демонстрируют рекламный ролик, после этого они индивидуально отвечают на вопросы анкеты, касающиеся оценки данного ролика. Здесь осуществляется обратная связь с интервьюерами, в этом его преимущество.
9. Самостоятельное заполнение анкет. Данный метод применяется при проведении опросов на ограниченной территории, не требующей от интервьюера больших передвижений. Этот метод характеризуется:
· высокой степенью возврата анкет;
· минимальным влиянием интервьюера на опрашиваемых;
· относительной дешевизной и хорошим контролем над выбором респондентов.
Заполненная анкета либо отсылаются по почте, либо забирается у респондента.
10. Обследование по почте. В этом случае вопросники рассылаются по почте респондентам вместе с оплачиваемым почтовым конвертом. Респонденты возвращают анкеты со своими ответами по почте обратно в исследовательскую компанию. Анкеты для проведения опроса также могут прилагаться к товарам или печататься в журналах и газетах.
На Западе маркетинговые исследования очень распространены: имя среднего потребителя упоминается обычно в 25 — 40 разнообразных рассылочных листах, и он получает в год около 80 посторонних почтовых отправлений.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте особенности количественных методов сбора маркетинговой информации.
2. Дайте определение опроса, как одного из основных количественных методов сбора маркетинговой информации.
3. Охарактеризуйте особенности неструктурированных опросов.
4. Что из себя представляет структурированный опрос.
5. Какими преимуществами обладает опрос в сравнении с другими методами сбора информации?
6. Дайте определение панельного метода исследования и раскройте его особенности и основные признаки.
7. Назовите основные виды панелей.
8. Перечислите основные методы получения данных с помощью интервью.
9. Раскройте основные преимущества компьютерных интервью.
10. Где и когда используется метод закрытого ящика?
11. Панель — это:
а) деревянная обшивка кабинета менеджера фирмы;
б) часть улицы;
в) постоянная выборочная совокупность лиц/предприятий.
[1] Ф. Котлер Маркетинг-менеджмент /Пер. с англ. — 9-е Международное изд-е. — СПб: Питер Ком., 1998. — С.174
[2] Ф. Котлер и другие. Основы маркетинга. –М;СПб., 1999. С — 370.
- << Назад
- Вперёд