Конспект лекций по дисциплине “Мировая экономика”
- Конспект лекций по дисциплине “Мировая экономика”
- Этапы развития мировой экономики
- Причины и формы перехода к рыночному хозяйству
- Современный этап развития мирового хозяйства и его последствия
- Усиление целостности мирового хозяйства в начале XX в.
- Интернационализация как одна из тенденций развития мировой экономики
- Сущность и основные формы экономической интеграции
- Экономические последствия вступления стран в ТЭС
- Динамический анализ
- Основные региональные интеграционные структуры
- Транснациональные корпорации
- Эффективная деятельность ТНК
- Международная экономическая интеграция
- Глобализация современной мировой экономики
- Предпосылки глобализации
- Проникновение глобализации в различные страны
- Определение и принципы формирования платежного баланса
- Структура платежного баланса
- Международная классификация статей платежного баланса
- Текущий баланс (счет текущих операций)
- Баланс движения капиталов (счет движения капитала)
- Факторы, влияющие на платежный баланс
- Основные методы регулирования платежного баланса
- Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика
- Международные финансовые институты
- Краткая характеристика важнейших организаций в международных валютно-кредитных отношениях
- Мировые валютные рынки
- Валютные операции
- Обменный курс
- Типы операций, осуществляемых на срочном рынке
Усиление целостности мирового хозяйства в начале XX в.
Появляются теории новых обществ, которые, возможно, возник-нут в качестве следующего этапа развития мировой экономики. Так, американский социолог и историк Уолт Ростоу, автор теории стадий экономического роста, в своей работе «Политика и стадии роста» (1971 г.) утверждает, что в скором времени наступит новейшая стадия в истории человечества — стадия нового качества жизни, когда на первый план выйдет духовное развитие человека. Сторонники теории единого индустриального общества (автор — французский социолог Раймон Арон) говорят об уже начинающейся всемирной «революции управляющих». Согласно этой теории в ходе индустриализации развития в разных странах образуется единое для всех индустриальное общество. Технический прогресс модифицирует применение экономических законов, унифицирует формы проявления самих законов, ликвидирует ведущую роль собственности и собственников; экономическая, а затем и политическая власть переходят к крупнейшим корпорациям, а технический прогресс и национальные правительства ликвидируют полюса нищеты и роскоши. Разрешение всех проблем индустриальной цивилизации перейдет в руки управляющих — менеджеров, структура же самих корпораций изменится: они перестанут быть исключительно коммерческими единицами, преследующими цель получения максимальной прибыли, а переориентируются на выполнение социальных целей — защиту определенной среды, реконструкцию непроизводственной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки.
Следующий период развития мирового хозяйства, по мнению американского социолога Даниеля Белла, связан с окончанием процесса индустриализации во всех странах мира и характеризуется пятью признаками:
1) переходом национальных экономик от преимущественного производства товаров к преимущественному производству услуг;
2) преобладанием среди экономически активного населения технической интеллигенции;
3) ведущей ролью знания и информации;
4) ориентацией экономической среды на контроль над технологией; 5) обеспечением процесса принятия решений интеллектуальной
элитой общества.
Противоположной точки зрения придерживаются сторонники футурологии (яркий представитель — Алвин Тоффлер). Они предполагают что в ближайшем будущем произойдет крах индустриализации и появится качественно новая цивилизация.
Подобный переход они объясняют теорией последовательной смены «воли перемен», периодически накатывающихся в эволюции человечества. Так, около десяти тысяч лет назад началась «аграрная волна». Затем с XVII в. появляется новая «индустриальная волна» (или «волна планетарных перемен индустриализации»), а с конца XX — начала XXI вв. начинается «третья волна». Общество «третьей волны» — это общество, где в основе экономики лежит не производство и потребление, а новая личность, ориентированная на творчество.
Отношения соподчиненности уступают место отношениям взаимопонимания и взаимопомощи, разрушение природы сменится гармонией с природой, целью экономики будет не максимальный экономический рост, а сбалансированный ограниченный экономический рост, обеспечивающий удовлетворение прежде всего духовных потребностей.
Мнение сторонников социокультурной теории единой цивилизации во многом сходно с мнением футурологов. По их мнению, эволюция всех стран мира имеет один вектор направленности — все они движутся к унифицированному социально-экономическому строю либеральной демократии. Такой строй уже в основном существует в странах Западной Европы и Северной Америки. Один из наиболее известных авторов этой теории, Френсис Фукуяма, предполагает, что мир превратится в единое сообщество, т.к. усиливается взаимосвязь всех стран, стираются границы, углубляется глобализация всей хозяйственной жизни. В то же время данная теория предполагает, что модернизация и глобализация неизбежно приведут к вестернизации — копированию западной культуры другими странами и народами, потере культурной самобытности этносов, исчезновению религий.
Таким образом, все экономические течения едины в одном: на-чало XXI в. — качественно новый период в истории мировой эко-номики, но каким он будет, какие результаты принесет, какие цели человечества реализует — покажет будущее. В силах каждого че-ловека делать все от него зависящее, чтобы этот период не стал в истории мирового хозяйства последним.