Конспект лекций по дисциплине “Мировая экономика”

Эффективная деятельность ТНК

Анализ деятельности ТНК позволяет выделить следующие ос­новные источники эффективной деятельности ТНК:,

1) использование преимуществ владения природными ресурса­ми (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно ре­зультатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовле­творяющими свои потребности в заграничных ресурсах толь­ко путем экспортно-импортных сделок;

2) возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, тем­пов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности оптимальных экономических ресурсов;

3) возможность аккумулирования капитала в рамках всей систе­мы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;

4) использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Источниками их финансирования выступают не столько го­ловные американские компании, сколько физические лица из принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиа­лы ТНК широко используют займы коммерческих и финансо­вых институтов принимающего государства и третьих стран;

5) постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позво­ляет оперативно переводить потоки капиталов в те государст­ва, где складываются условия для получения максимальной прибыли;

6) рациональная организационная структура, которая находится под пристальным влиянием руководства ТНК и постоянно со­вершенствуется;

7) опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой ре­путации фирмы.

Оптимальная структура управления транснациональной корпо­рацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материн­ской компанией своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоя­тельно принимать решения по удовлетворению спроса потребите­лей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законо­дательством принимающей страны.

Головная материнская компания — административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит при­нятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений.

Основные организационные формы зарубежных филиалов:

1) дочерняя компания — входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более чем половиной акций с правом решающего голоса;

2) ассоциированная компания — входящее в систему ТНК пред­приятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но не более 50% акций. Головная компа­ния не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;

3) отделение—вид зарубежного филиала, которым головная ком­пания владеет полностью или который является частью совмест­ного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму пред­ставительства головной компании за рубежом.

В структуре международного производства товаров и услуг в 1990-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовло­жений в сферу услуг. Примером вложения капитала в сектор услуг за Рубежом служит создание швейцарской авиакомпанией «Суис-сэир» своего филиала в Бомбее (Индия) по организации перевозок авиакомпанией пассажиров и грузов на всех маршрутах.

В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляют им максимум самостоятельности, приближая их ста­тус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а также на обеспечении филиала технологической и финансовой поддерж­кой. При этом родительская компания не уделяет большого внима­ния контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филип Моррис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания — Нидерланды), исполь­зуют в маркетинговой стратегии единые для всех зарубежных филиа­лов характеристики продукции и товарные знаки.

В соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, мно­гие ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубеж­ных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Та­кая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в дру­гих отраслях производства товаров и услуг международным ком­паниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бо-вери» (Швеция — Швейцария) выпускает в Швейцарии по госу­дарственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог, в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государ­ственными стандартами и с использованием комплектующих из­делий, изготовленных в Индии.

 

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Мировая экономика Конспект лекций по дисциплине “Мировая экономика”