link2072 link2073 link2074 link2075 link2076 link2077 link2078 link2079 link2080 link2081 link2082 link2083 link2084 link2085 link2086 link2087 link2088 link2089 link2090 link2091 link2092 link2093 link2094 link2095 link2096 link2097 link2098 link2099 link2100 link2101 link2102 link2103 link2104 link2105 link2106 link2107 link2108 link2109 link2110 link2111 link2112 link2113 link2114 link2115 link2116 link2117 link2118 link2119 link2120 link2121 link2122 link2123 link2124 link2125 link2126 link2127 link2128 link2129 link2130 link2131 link2132 link2133 link2134 link2135 link2136 link2137 link2138 link2139 link2140 link2141 link2142 link2143 link2144 link2145 link2146 link2147 link2148 link2149 link2150 link2151 link2152 link2153 link2154 link2155 link2156 link2157 link2158 link2159 link2160 link2161 link2162 link2163 link2164 link2165 link2166 link2167 link2168 link2169 link2170 link2171 link2172 link2173 link2174 link2175 link2176 link2177 link2178 link2179 link2180 link2181 link2182 link2183 link2184 link2185 link2186 link2187 link2188 link2189 link2190 link2191 link2192 link2193 link2194 link2195 link2196 link2197 link2198 link2199 link2200 link2201 link2202 link2203 link2204 link2205 link2206 link2207 link2208 link2209 link2210 link2211 link2212 link2213 link2214 link2215 link2216 link2217 link2218 link2219

Этика деловых отношений. Часть 3 — Критика в деловой коммуникации

 Критика в деловой коммуникации

 

Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюде­нии этических норм.

В процессе профессиональной деятельности многие сотрудни­ки сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желани­ем высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с за­дачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных. В необходимости критического разбора ра­боты сотрудников состоит одна из специфических функций руко­водителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отка­зывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Вряд ли существует какой-либо коллектив, де­ятельность которого настолько безупречна, что не нуждается в критических замечаниях со стороны руководителя.

С другой стороны, человеческая психика устроена таким об­разом, что практически любая критика в наш адрес воспри­нимается достаточно болезненно. Выполнение руководителем функций критического разбора деятельности и поведения со­трудников является зачастую источником обид, взаимных уп­реков, обострения отношений. Иногда одним из критериев отнесения руководителя к разряду так называемых «трудных» может быть именно выполнение критической оценки.

Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге ру­ководителя, должны выполнять ряд организационных, конт­рольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того в процессе совместной работы, совещаний, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему ок­ружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходи­мость определяется отклонениями от формальных, организаци­онно регламентированных процессов профессиональной деятель­ности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо ин­структивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно го­ворить о субъективной необходимости критики. Другими слова­ми, она определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производствен­ной ситуации. Субъективная критика может быть вызвана несоб­людением кем-либо этических норм и правил поведения.

Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сло­жившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной не учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.

Вышесказанное указывает на то, что критика является доста­точно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.

Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимос­тью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны определенные правила, не­соблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на кри­тический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание пра­вил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны воз­никает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.

Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нор­мальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

Во многих случаях важным является не только соблюдение пра­вил критики, но и общая последовательность их применения в про­цессе беседы.

Нарушение такой последовательности может привести к сни­жению эффективности восприятия критики.

Ответ на вопрос «имеете ли вы право критиковать?» зависит в основном от той профессиональной роли, которую выполняет критикующий в рамках той или иной организации. Если по сво­им профессиональным функциям, дополнительно закрепленным за вами полномочиям вы не наделены правом критического раз­бора деятельности других сотрудников, лучше откажитесь от критики в чей-либо адрес. Она вряд ли будет воспринята конст­руктивно и по-деловому. Но в любом случае, если вы решаетесь на кри­тическую оценку своих коллег, соблюдайте приведенные правила. Они снижают вероятность того, что критикуемая сторона включит «защит­ный оарьср» и ваши усилия вызовут у нее раздражение и обиду.

Приведенные правила могут предусматривать некоторые ис­ключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана кри­тика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотруд­ника.

Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические заме­чания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика вос­принимается достаточно болезненно. Это предопределено объек­тивными особенностями человеческой психики. Причем воспри­нимать критику в процессе всей своей профессиональной деятель­ности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. Даже руководящая дол­жность предполагает в определенных случаях наличие вышесто­ящего руководства. Кроме того, многие люди из нашего внеш­него окружения нередко испытывают субъективное желание кри­тически оценить наши действия.

Но в любой ситуации мы должны стараться сохранить уверен­ность в себе, внутреннее и внешнее психологическое спокойствие, не позволять ненужным эмоциям управлять нашим поведением. При этом до конца устранить негативное воздействие критики на собственное психическое состояние вряд ли возможно. Исхо­дя из этого, следует порекомендовать некоторые принципы вос­приятия критики, пропуская которые через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы и реагиро­вать на критику достаточно адекватно.

Таким образом, под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических за­мечаний в свой адрес. Проводя критические высказывания че­рез собственное сознание определенным образом, по опреде­ленным принципам восприятия, можно тем самым нивелиро­вать болезненность внутренней ответной реакции.

Говоря о принципах восприятия критики, будем предполагать, что ситуация осложняется незнанием или неиспользованием (нео­сознанным или сознательным) критикующей стороной этических правил, которые рассмотрены ранее.

Восприятие критики должно быть направлено на то, чтобы убедить нас в принципиальном отсутствии бесполезных критичес­ких замечаний, — любая критика является формой помощи (пусть даже несколько специфической) в решении возникающих в про­цессе профессиональной деятельности проблем. Как уже отмеча­лось, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подхо­дящие с этической точки зрения способы разбора наших действий. Эффективное восприятие критики предполагает абстрагирование от того, кто критикует ив какой форме. В любом случае следует выделить в критических замечаниях их деловую сущность и ра­циональное «зерно».

Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики — отказ от навязчивого психологического стереотипа, за­ставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании. Следует рассматривать как наиболее ценную критику ту, которая направлена на обозначение несовершенства вещей, казавшихся приемлемыми. Всегда можно делать ту или иную работу лучше — постарайтесь принять эту точ­ку зрения с позиции критикующей стороны. Воспринимайте любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Таким образом, критика позволяет выяс­нить отношение критикующего к другой стороне, к той про­блеме, которая является предметом оценки.

В данном разделе выделены основные принципы восприя­тия критики, не претендующие на полный охват всех возмож­ных способов усиления конструктивной составляющей при критическом разборе какой-либо ситуации.

Проблема критики достаточно сложна и неоднозначна. Она может быть причиной не только обострения отношений внут­ри какого-либо коллектива, но и средством улучшения отдель­ных сторон профессиональной деятельности, повышения испол­нительности сотрудников и их дисциплины. Все это требует знания правил и приобретения навыков обеими сторонами про­цесса критического разбора производственных ситуаций. Этика деловых отношений подразумевает проявление взаимного уваже­ния, учет особенностей психологической реакции людей на раз­личные отклонения от обьщенного хода рабочего процесса и взаимоотношений в его рамках.

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 3