Этика деловых отношений. Часть 3 — Этикет приветствий и представлений

 Этикет приветствий и представлений

 

Этикет приветствий и представлений — совокупность пра­вил первоначального межличностного взаимодействия, каса­ющихся внешнего проявления отношения к людям.

При всей кажущейся простоте правил взаимных приветствий и представлений они требуют определенных знаний и достаточ­ного внимания. В современном деловом этикете выработаны не­которые правила относительно знакомства и приветствий в зави­симости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или в одиночку.

Одно из условий успеха в профессиональной деятельности — это создание в глазах потенциального партнера образа уверенно­го в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения и пренебрежительной усмешки.

Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение усиливается при широком и активном развитии меж­дународных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа, и по нашим поступкам очень часто судят о них. Поэтому необходимо усвоить правила поведе­ния, принятые во всех странах. Свод этих правил предполагает несколько основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.

Вежливость предполагает прежде всего приветствие, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Первич­ное правило приветствия состоит в том, что в любой ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелатель­ность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или ^негативное отношение к другому человеку.

Важным элементом вежливости в деловой жизни является представление. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.

Такой элемент приветствия как рукопожатие пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. В настоящий момент рукопожатие является до­статочно ответственным проявлением взаимного расположе­ния людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью. *

В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным об­разом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в ука­занных действиях.

Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существу­ют еще и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Существуют как историчес­ки наработанные, так и заимствованные стандартные речевые обо­роты, используемые для знакомства и приветствия. Так, например, вместо обращения по половому признаку или слова «товарищ», все большее распространение получает обращение «дамы», «господа», «судари», «сударыни». Это исконно русские слова, и они отража­ют ту необходимую степень уважения и вежливости, которая со­ответствует современному деловому этикету.

При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и «До свидания», желательно присоединение име­ни и отчества собеседника, особенно, если он занимает по отно­шению к вам подчиненное положение.

Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» — «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все обстоит хорошо» — «Спасибо, да».

Вербальный этикет допускает так же применение различных психологических приемов, таких как, например, форм напут­ствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встре­титься».

В речевом этикете деловых людей также большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобре­ние, положительную оценку деятельности, ума делового партнеpa. С этой точки зрения комплимент — не механизм лести, в необходимая часть речевого этикета, особенно, если деловой партнер — женщина.

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 3