link1776 link1777 link1778 link1779 link1780 link1781 link1782 link1783 link1784 link1785 link1786 link1787 link1788 link1789 link1790 link1791 link1792 link1793 link1794 link1795 link1796 link1797 link1798 link1799 link1800 link1801 link1802 link1803 link1804 link1805 link1806 link1807 link1808 link1809 link1810 link1811 link1812 link1813 link1814 link1815 link1816 link1817 link1818 link1819 link1820 link1821 link1822 link1823 link1824 link1825 link1826 link1827 link1828 link1829 link1830 link1831 link1832 link1833 link1834 link1835 link1836 link1837 link1838 link1839 link1840 link1841 link1842 link1843 link1844 link1845 link1846 link1847 link1848 link1849 link1850 link1851 link1852 link1853 link1854 link1855 link1856 link1857 link1858 link1859 link1860 link1861 link1862 link1863 link1864 link1865 link1866 link1867 link1868 link1869 link1870 link1871 link1872 link1873 link1874 link1875 link1876 link1877 link1878 link1879 link1880 link1881 link1882 link1883 link1884 link1885 link1886 link1887 link1888 link1889 link1890 link1891 link1892 link1893 link1894 link1895 link1896 link1897 link1898 link1899 link1900 link1901 link1902 link1903 link1904 link1905 link1906 link1907 link1908 link1909 link1910 link1911 link1912 link1913 link1914 link1915 link1916 link1917 link1918 link1919 link1920 link1921 link1922 link1923

Этика деловых отношений. Часть 3 — Правила нейтрализации манипуляций

Правила нейтрализации манипуляций

 

Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.

Противостояние манипулятивному воздействию требует уме­ния, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейт­рализовать.

В поисках способов распознавания манипулятивного воздей­ствия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.

Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Конеч­но, внутренний «эмоциональный будильник» у всех людей имеет разную «квалификацию», но даже самый наивный адресат мани­пулятивного воздействия, в той или иной степени способен реа­гировать на очень широкий круг признаков манипуляции.

Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

- дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения (например, мы вдруг за­мечаем, что кое-что «должны», не зная, откуда долженство­вание взялось или же, наоборот, проявили непонятную и неожиданную для себя безответственность в принятии не­которого решения);

- наличие силового давления;

- нарушение сбалансированности элементов ситуации (не­обычность мишеней воздействия (темы разговоров, смена направлений беседы и пр.), необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);

- несоответствия в поведении партнера (например, при сопос­тавлении содержания слов с движением рук или мимикой);

- стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда становится заметным желание кого-то, что­бы мы вели себя в «соответствии с ...», чаще всего это выглядит как обращение к некоторым ролевым позици­ям, стремление отнести к той или иной категории людей).

- Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды таких индикаторов:

- неоправданно частое появление или подчеркнуто явное про­явление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;

- регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тос­ка, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно при­урочено к определенным ситуациям или событиям;

- дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важ­но выяснить, кем создается данный эффект);

- состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситу­ативных целей и пр.

- неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоцио­нальная реакция адресата — ухудшение настроения, раздра­жение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицатель­ных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправ­данных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).

Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие:

- открытое объявление о недопустимости использования ма­нипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спо­ра стороны открыто договариваются не прибегать в от­ношении друг друга к уловкам);

- разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эф­фективно, если удается не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружаю­щим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

- повторное напоминание о недопустимости использова­ния уловок;

- «информационный диалог» (если партнер по общению эмо­ционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним проис­ходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если парт­нер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нуж­но стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требу­ющий содержательного и развернутого ответа, активизиру­ет и собственные интеллектуальные усилия;

- «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позво­ляет вывести беседу на уровень открытой интеллектуаль­ной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

- «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно ис­пользованы все методы, следует твердо дать понять парт­неру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы го­товы прервать общение).

- «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительно­го результата).

 

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 3