link1924 link1925 link1926 link1927 link1928 link1929 link1930 link1931 link1932 link1933 link1934 link1935 link1936 link1937 link1938 link1939 link1940 link1941 link1942 link1943 link1944 link1945 link1946 link1947 link1948 link1949 link1950 link1951 link1952 link1953 link1954 link1955 link1956 link1957 link1958 link1959 link1960 link1961 link1962 link1963 link1964 link1965 link1966 link1967 link1968 link1969 link1970 link1971 link1972 link1973 link1974 link1975 link1976 link1977 link1978 link1979 link1980 link1981 link1982 link1983 link1984 link1985 link1986 link1987 link1988 link1989 link1990 link1991 link1992 link1993 link1994 link1995 link1996 link1997 link1998 link1999 link2000 link2001 link2002 link2003 link2004 link2005 link2006 link2007 link2008 link2009 link2010 link2011 link2012 link2013 link2014 link2015 link2016 link2017 link2018 link2019 link2020 link2021 link2022 link2023 link2024 link2025 link2026 link2027 link2028 link2029 link2030 link2031 link2032 link2033 link2034 link2035 link2036 link2037 link2038 link2039 link2040 link2041 link2042 link2043 link2044 link2045 link2046 link2047 link2048 link2049 link2050 link2051 link2052 link2053 link2054 link2055 link2056 link2057 link2058 link2059 link2060 link2061 link2062 link2063 link2064 link2065 link2066 link2067 link2068 link2069 link2070 link2071

Этика деловых отношений. Часть 3 — Комплименты в деловой коммуникации

 Комплименты в деловой коммуникации

 

Комплимент — слова и выражения, содержащие небольшое пре­увеличение положительных качеств человека. Человек, вы­слушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении поло­жительных эмоций. Чем приятнее людям общаться с кем-либо, тем больше они доверяют собеседнику и тем больше будет шанс удачно разрешить деловую проблему. Таким образом, цель ком­плимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым зап­рограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмо­ции и чувства) на дальнейшее сотрудничество.

При выслушивании комплимента срабатывает также психоло­гический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до качеств, подчеркнутых в комплименте. В эффекте внушения происходит заочное удовлетворение потребности че­ловека в совершенствовании какой-то своей черты. И хотя фак­тически потребность при этом не будет полностью удовлетворе­на, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой основе положительных эмоций.

Многие люди испытывают положительные эмоции, выслуши­вая лесть в свой адрес. Однако в деловом общении предпочти­тельнее именно комплименты, имеющие следующие существенные отличия от лести:

- лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает разночтение, раз­мышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;

- лесть подразумевает чрезмерное преувеличение положитель­ных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет, комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;

- комплимент способен вызвать у собеседника приятные чув­ства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

Комплиментарное воздействие в деловом общении требует определенного искусства. Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

- сосредоточить внимание не на внешних достоинствах со­беседника, а на его внутренних, душевных качествах;

- подчеркивать не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

- быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искрен­ности);

- быть максимально конкретным при высказывании ком­плиментов, конкретные и персонифицированные комп­лименты кажутся людям более искренними и откровен­ными; для этой цели, в частности, следует использовать слова «потому что...» с последующим описанием очевид­ных наблюдений (примеры приведены в табл. 11.1);

- строить комплимент на фактической основе, при этом ис­пользовать в нем факты, известные обоим партнерам;

- быть кратким при высказывании комплимента (комплимен­тарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

- не включать в комплимент поучений (комплимент дол­жен констатировать наличие характеристики, а не содер­жать рекомендации по ее улучшению);

- в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ас­социации, на которые рассчитывает автор комплимента;

- следует лишь немного преувеличивать отражаемое в ком­плименте положительное качество (большое преувеличе­ние переводит комплимент в издевательство);

- не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

- делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;

- следует использовать такой эффективный прием, как комплимент на фоне антикомплимента самому себе (уси­ленное воздействие этого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей собеседника: потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера и потребности в удовлетворе­нии своей установки на критику партнера по деловому разговору).

Следует обратить внимание на то, что желаемый эффект до­стигается не только при использовании явных, но и скрытых комплиментов (под скрытыми комплиментами понимаются здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом искреннего восхищения; в пожилом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются, например, для бабушки или дедушки быва­ют очень важны: успех их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др. Для муж­чины особо значимы его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решитель­ность и ряд других качеств, которые в идеале должны составлять имидж преуспевающего мужчины. Для женщины значимы внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (соб­ственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.

К числу скрытых комплиментов можно, в частности, отнести:

- проявление искреннего интереса к собеседнику (чтобы интерес был действительно искренним, важно постарать­ся найти в человеке то, что на самом деле по-человечес­ки интересно", что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др.);

- частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение).

Овладение искусством комплимента требует тренировки. Не имея опыта, делая комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться успеха. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать в по­вседневно-бытовых взаимоотношениях.

Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо вся­кому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее, и легко про­щают возможные промахи, особенно если не будет посторонних сви­детелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он произ­водит, когда делается при свидетелях.

Поскольку мужчины не особенно избалованы комплимен­тами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в этом искусстве лучше на мужчинах.

Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подго­товить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 3