Этика деловых отношений. Часть 3 — Комплименты в деловой коммуникации

 Комплименты в деловой коммуникации

 

Комплимент — слова и выражения, содержащие небольшое пре­увеличение положительных качеств человека. Человек, вы­слушивая приятные слова в свой адрес, испытывает особый вид удовольствия, реализуя при этом потребность в получении поло­жительных эмоций. Чем приятнее людям общаться с кем-либо, тем больше они доверяют собеседнику и тем больше будет шанс удачно разрешить деловую проблему. Таким образом, цель ком­плимента — доставить удовольствие собеседнику, тем самым зап­рограммировав его (воздействуя через подсознание на его эмо­ции и чувства) на дальнейшее сотрудничество.

При выслушивании комплимента срабатывает также психоло­гический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до качеств, подчеркнутых в комплименте. В эффекте внушения происходит заочное удовлетворение потребности че­ловека в совершенствовании какой-то своей черты. И хотя фак­тически потребность при этом не будет полностью удовлетворе­на, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой основе положительных эмоций.

Многие люди испытывают положительные эмоции, выслуши­вая лесть в свой адрес. Однако в деловом общении предпочти­тельнее именно комплименты, имеющие следующие существенные отличия от лести:

- лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста и понятна, комплимент же предполагает разночтение, раз­мышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;

- лесть подразумевает чрезмерное преувеличение положитель­ных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет, комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;

- комплимент способен вызвать у собеседника приятные чув­ства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию.

Комплиментарное воздействие в деловом общении требует определенного искусства. Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

- сосредоточить внимание не на внешних достоинствах со­беседника, а на его внутренних, душевных качествах;

- подчеркивать не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

- быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искрен­ности);

- быть максимально конкретным при высказывании ком­плиментов, конкретные и персонифицированные комп­лименты кажутся людям более искренними и откровен­ными; для этой цели, в частности, следует использовать слова «потому что...» с последующим описанием очевид­ных наблюдений (примеры приведены в табл. 11.1);

- строить комплимент на фактической основе, при этом ис­пользовать в нем факты, известные обоим партнерам;

- быть кратким при высказывании комплимента (комплимен­тарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

- не включать в комплимент поучений (комплимент дол­жен констатировать наличие характеристики, а не содер­жать рекомендации по ее улучшению);

- в комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ас­социации, на которые рассчитывает автор комплимента;

- следует лишь немного преувеличивать отражаемое в ком­плименте положительное качество (большое преувеличе­ние переводит комплимент в издевательство);

- не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

- делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;

- следует использовать такой эффективный прием, как комплимент на фоне антикомплимента самому себе (уси­ленное воздействие этого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей собеседника: потребности в усовершенствовании какой-то своей черты характера и потребности в удовлетворе­нии своей установки на критику партнера по деловому разговору).

Следует обратить внимание на то, что желаемый эффект до­стигается не только при использовании явных, но и скрытых комплиментов (под скрытыми комплиментами понимаются здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом искреннего восхищения; в пожилом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются, например, для бабушки или дедушки быва­ют очень важны: успех их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др. Для муж­чины особо значимы его умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решитель­ность и ряд других качеств, которые в идеале должны составлять имидж преуспевающего мужчины. Для женщины значимы внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (соб­ственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.

К числу скрытых комплиментов можно, в частности, отнести:

- проявление искреннего интереса к собеседнику (чтобы интерес был действительно искренним, важно постарать­ся найти в человеке то, что на самом деле по-человечес­ки интересно", что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др.);

- частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение).

Овладение искусством комплимента требует тренировки. Не имея опыта, делая комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться успеха. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать в по­вседневно-бытовых взаимоотношениях.

Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо вся­кому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее, и легко про­щают возможные промахи, особенно если не будет посторонних сви­детелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он произ­водит, когда делается при свидетелях.

Поскольку мужчины не особенно избалованы комплимен­тами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в этом искусстве лучше на мужчинах.

Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подго­товить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 3