Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- 1.2 Основные понятия и определения БЖД
- 1.3 Опасность, номенклатура опасностей, таксономия опасностей
- Тема 2: Концепция приемлемого (допустимого риска)
- 2.2. Управление риском. Системный анализ безопасности.
- 2. 3. Анализ причинно-следственных связей между реализованными опасностями и причинами.
- 2.4.Логические операции при системном анализе безопасности.
- Тема 3: Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
- 3.2 Методы обеспечения безопасности. Классификация. Определения
- 3.3 Основы управления безопасностью деятельности
- 3.4 Функции управления БЖД
- Тема 4: Психология БЖД (антропогенные опасности)
- 4.2. Психические процессы и состояния.
- 4.3. Особые психические состояния.
- 4.4. Мотивация деятельности
- Тема 5: Социальные опасности
- Тема 6: Экологические опасности
- 6.2 Источники экологических опасностей
- 6.3 Тяжёлые металлы
- 6.4 Пестициды
- 6.5 Диоксины
- 6.6 Серы, фосфора и азота
- 6.7 Фреоны
- 6.8 Продукты питания
- Тема 7: Природные опасности
- 7.2 Литосферные опасности
- 7.3 Гидросферные опасности
- 6.4 Атмосферные опасности
- 7.5 Космические опасности
2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Гомосфера — пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера — пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами. Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др. Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования и т. п. средствами коллективной защиты. Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, СИЗ. В реальных условиях реализуется комбинация названных методов.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т. д. В широком понимании к средствам безопасности следует относить все то, что способствует защищенности человека от опасности, а именно: воспитание, образование, укрепление здоровья, дисциплинированность, здравоохранение, государственные органы управления и т. п.