Лекция по Безопасности жизнедеятельности

3. Особые психические состояния.

Можно выделить два типа запредельного психичес­кого напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип — характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные дей­ствия. Снижается скорость ответных реакций. Замедля­ется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляется рассеянность и другие отрицательные при­знаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип — проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния при­боров, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения ле­жат нередко в основе ошибочных действий и непра­вильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение — нормальное рабочее со­стояние, возникает под мобилизирующим влиянием тру­довой дея-тельности. Это состояние психической актив­ности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровож-дается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хо­рошем самочувствии, стабильном и уверенном выполне­нии действий. Умеренное напряжение соответствует ра­боте в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормаль­ной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмичес­кий характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конеч­ные цели труда достигаются при невысоких нервно-пси­хических зат-ратах. Обычно здесь имеют место дли­тельное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы. Экстремальный режим — это работы в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Отклонения от опти­мальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напря­жение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие группы:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) биологический страх; 3) дефицит времени на обслуживание; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная значимость ошибочных действий; 6) наличие релевантных помех; 7) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 8) дефицит информации для принятия; 9) недогрузка информацией (сенсорная депривация); 10) перегрузка информацией; 11) конфликтные условия, т. е. условия, при кото­рых выполнение одного из них требует осуществле­ния действий, противоречащих выполнению другого ус­ловия.

Напряжения могут быть классифицированы в соот­ветствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную дея­тельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение — выз­вано частым обращением к интеллектуальным про­цессам при формировании плана обслуживания, обус­ловленное высокой плотностью" потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — вызвано неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония — вызвана однообрази­ем выполняемых действий, невозможностью переклю­чения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония — вызвана необходимос­тью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — вызвано повышенной нагрузкой на двигательный ап­парат человека.

Эмоциональное напряжение — вызван­ное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания — вызвано необходимостью поддержания готовности рабочих фун­кции в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мо­тивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

По времени действия психические состояния можно разделить на следующие группы: 1) Относительно устойчивые и длительные по време­ни состояния. Это состояния удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п. 2) Временные, ситуативные, быстро проходящие со­стояния. Возникают под влиянием разного рода непола­док в производственном процессе или во взаимоотноше­ниях работающих. 3) Состояния, возникающие периодически в ходе тру­довой деятельности. Таких состояний много: предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т. п.

Появления особых психических состояний, которые не являются постоян­ным свойством личности и возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов, сильно изменя­ющих работоспособность человека. Это так называемые пароксизмальные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состоя­ния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напит­ков), группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от с до нескольких мин) утратой сознания.

Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Сни­жение настроения и апатия могут длиться от несколь­ких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели род­ных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая ско­ванность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение на­строения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма. Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливос­тью и может способствовать повышению работоспособ­ности на короткий период. Употребление транквилиза­торов — препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены — се­дуксен, элениум), представляет особую проблему. Ока­зывая выраженное успокоение и предупреждая разви­тие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызывать апатию и сон­ливость.

К числу постоянных факторов, повышающих инди­видуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличи­вает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движения­ми; человек при этом реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, поспешно, колебания внимания становятся беспорядоч­ными и менее управляемыми; нарушается также широ­та и критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения. Любая степень опьянения, даже незначи­тельное употребление алкоголя повышает подверженность опасности. Регулярное употребление алкоголя снижает сопротивляемость организма, вследствие чего в нем мо­гут возникать различные заболевания, в особенности инфекционные. На организм, пораженный алкоголем, сильнее действуют и промышленные яды, вызывающие некоторые профессиональные заболевания. Алкоголь и ядовитые вещества, попадая в организм, комплексно воздействуют на него, что во многих случаях вызывает тяжелое отравление.

С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после упот-ребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, ведет к заторможенности и снижению осторожности.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятель­ности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, мон­тажников, строителей, работающих на высоте. Совре­менные средства психофизио-логических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Под влиянием обиды, оскорбления, производствен­ных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психо­генное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и раз­рушительные действия. Лица, склонные к аффектив­ным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизации и не должны допускаться к ответ­ственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт — реакция, возникающая, когда челове­ку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо счи­таться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

Поведение срыва — при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может внеко­тором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребно­стей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.

Тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная ре­акция на опасность. Человек с трудом способен опреде­лить объект или причины своего состояния. Лицо, нахо­дящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угро­зы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, по­буждает искать пути ее избегания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасения, бо­язнь, испуг, ужас).

Испуг — безусловно-рефлекторный “внезапный страх”. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опаснос­ти, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас — наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызвать различные фор­мы эмоциональных решений. Первая их форма — ре­акция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, не­целесообразных поступках. Развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Эта форма реак­ции на опасность отрицательно отражается на деятель­ности. Нередко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как “разумный страх” в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника — одна из форм страха. Биологическим ме­ханизмом ее является активно-оборонительный вид реф­лекса; она также отрицательно сказывается на деятель­ности человека, В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Рассматривая влияние панического состояния на дви­жения человека, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1) Действие не совершается, то есть паническое со­стояние приводит к полной закостенелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: “он оцепенел”, “остолбенел” от ужаса (от неожиданности). 2) В автоматически выполняемой последовательнос­ти поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации. 3) Реакция на панику выражается в виде инстинк­тивных защитных движений, которые, однако, не соот­ветствуют объективным требованиям защиты. 4) Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники — это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуаль­ные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или вре­менно повышают возможности появления опасной ситу­ации или несчастных случаев, но это, однако, не означа­ет, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно вызывающих опасность.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного чело-века. Основными механизмами формирова­ния толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция — нарастающее обоюдо-направленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы — ее лег­кую превраща-емость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения проис-ходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная мас-совой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника — один из видов поведения тол­пы. Психологически характеризуется состоянием мас­сового страха перед реальной или воображаемой опас­ностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рацио-нальной оценки об­становки, мобилизацию волевых ресурсов и организа­цию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую тол­пу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Выделяются социально-ситуативные условия возник­новения массовой паники, связанные с общей обстанов­кой психиче-ской напряженности, вызывающей состоя­ние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.), общепсихологические ус­ловия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия), физиоло­гические условия (усталость, голод, опьянение).

Законы групповой психологии необходимо учиты­вать при анализе опасных ситуаций. Психологическая наука дает некоторые рекомендации по коррекции пове­денческих реакций человека и действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

 

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Лекция по Безопасности жизнедеятельности