link2220 link2221 link2222 link2223 link2224 link2225 link2226 link2227 link2228 link2229 link2230 link2231 link2232 link2233 link2234 link2235 link2236 link2237 link2238 link2239 link2240 link2241 link2242 link2243 link2244 link2245 link2246 link2247 link2248 link2249 link2250 link2251 link2252 link2253 link2254 link2255 link2256 link2257 link2258 link2259 link2260 link2261 link2262 link2263 link2264 link2265 link2266 link2267 link2268 link2269 link2270 link2271 link2272 link2273 link2274 link2275 link2276 link2277 link2278 link2279 link2280 link2281 link2282 link2283 link2284 link2285 link2286 link2287 link2288 link2289 link2290 link2291 link2292 link2293 link2294 link2295 link2296 link2297 link2298 link2299 link2300 link2301 link2302 link2303 link2304 link2305 link2306 link2307 link2308 link2309 link2310 link2311 link2312 link2313 link2314 link2315 link2316 link2317 link2318 link2319 link2320 link2321 link2322 link2323 link2324 link2325 link2326 link2327 link2328 link2329 link2330 link2331 link2332 link2333 link2334 link2335 link2336 link2337 link2338 link2339 link2340 link2341 link2342 link2343 link2344 link2345 link2346 link2347 link2348 link2349 link2350 link2351 link2352 link2353 link2354 link2355 link2356 link2357 link2358 link2359 link2360 link2361 link2362 link2363 link2364 link2365 link2366 link2367

Лекция по Безопасности жизнедеятельности

3. Особые психические состояния.

Можно выделить два типа запредельного психичес­кого напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип — характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные дей­ствия. Снижается скорость ответных реакций. Замедля­ется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляется рассеянность и другие отрицательные при­знаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип — проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния при­боров, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения ле­жат нередко в основе ошибочных действий и непра­вильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение — нормальное рабочее со­стояние, возникает под мобилизирующим влиянием тру­довой дея-тельности. Это состояние психической актив­ности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровож-дается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хо­рошем самочувствии, стабильном и уверенном выполне­нии действий. Умеренное напряжение соответствует ра­боте в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормаль­ной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмичес­кий характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конеч­ные цели труда достигаются при невысоких нервно-пси­хических зат-ратах. Обычно здесь имеют место дли­тельное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы. Экстремальный режим — это работы в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Отклонения от опти­мальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напря­жение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие группы:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) биологический страх; 3) дефицит времени на обслуживание; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная значимость ошибочных действий; 6) наличие релевантных помех; 7) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 8) дефицит информации для принятия; 9) недогрузка информацией (сенсорная депривация); 10) перегрузка информацией; 11) конфликтные условия, т. е. условия, при кото­рых выполнение одного из них требует осуществле­ния действий, противоречащих выполнению другого ус­ловия.

Напряжения могут быть классифицированы в соот­ветствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную дея­тельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение — выз­вано частым обращением к интеллектуальным про­цессам при формировании плана обслуживания, обус­ловленное высокой плотностью" потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — вызвано неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония — вызвана однообрази­ем выполняемых действий, невозможностью переклю­чения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония — вызвана необходимос­тью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение — вызвано повышенной нагрузкой на двигательный ап­парат человека.

Эмоциональное напряжение — вызван­ное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания — вызвано необходимостью поддержания готовности рабочих фун­кции в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мо­тивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

По времени действия психические состояния можно разделить на следующие группы: 1) Относительно устойчивые и длительные по време­ни состояния. Это состояния удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п. 2) Временные, ситуативные, быстро проходящие со­стояния. Возникают под влиянием разного рода непола­док в производственном процессе или во взаимоотноше­ниях работающих. 3) Состояния, возникающие периодически в ходе тру­довой деятельности. Таких состояний много: предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т. п.

Появления особых психических состояний, которые не являются постоян­ным свойством личности и возникают спонтанно или под влиянием внешних факторов, сильно изменя­ющих работоспособность человека. Это так называемые пароксизмальные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состоя­ния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напит­ков), группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от с до нескольких мин) утратой сознания.

Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Сни­жение настроения и апатия могут длиться от несколь­ких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели род­ных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая ско­ванность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение на­строения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма. Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливос­тью и может способствовать повышению работоспособ­ности на короткий период. Употребление транквилиза­торов — препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены — се­дуксен, элениум), представляет особую проблему. Ока­зывая выраженное успокоение и предупреждая разви­тие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызывать апатию и сон­ливость.

К числу постоянных факторов, повышающих инди­видуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличи­вает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движения­ми; человек при этом реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, поспешно, колебания внимания становятся беспорядоч­ными и менее управляемыми; нарушается также широ­та и критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманные решения. Любая степень опьянения, даже незначи­тельное употребление алкоголя повышает подверженность опасности. Регулярное употребление алкоголя снижает сопротивляемость организма, вследствие чего в нем мо­гут возникать различные заболевания, в особенности инфекционные. На организм, пораженный алкоголем, сильнее действуют и промышленные яды, вызывающие некоторые профессиональные заболевания. Алкоголь и ядовитые вещества, попадая в организм, комплексно воздействуют на него, что во многих случаях вызывает тяжелое отравление.

С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после упот-ребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, ведет к заторможенности и снижению осторожности.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятель­ности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, мон­тажников, строителей, работающих на высоте. Совре­менные средства психофизио-логических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Под влиянием обиды, оскорбления, производствен­ных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психо­генное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и раз­рушительные действия. Лица, склонные к аффектив­ным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизации и не должны допускаться к ответ­ственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт — реакция, возникающая, когда челове­ку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо счи­таться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

Поведение срыва — при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может внеко­тором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребно­стей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.

Тревога (тревожное ожидание) — эмоциональная ре­акция на опасность. Человек с трудом способен опреде­лить объект или причины своего состояния. Лицо, нахо­дящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угро­зы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, по­буждает искать пути ее избегания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасения, бо­язнь, испуг, ужас).

Испуг — безусловно-рефлекторный “внезапный страх”. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опаснос­ти, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас — наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызвать различные фор­мы эмоциональных решений. Первая их форма — ре­акция страха — проявляется в оцепенении, дрожи, не­целесообразных поступках. Развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. Эта форма реак­ции на опасность отрицательно отражается на деятель­ности. Нередко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как “разумный страх” в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника — одна из форм страха. Биологическим ме­ханизмом ее является активно-оборонительный вид реф­лекса; она также отрицательно сказывается на деятель­ности человека, В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Рассматривая влияние панического состояния на дви­жения человека, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1) Действие не совершается, то есть паническое со­стояние приводит к полной закостенелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: “он оцепенел”, “остолбенел” от ужаса (от неожиданности). 2) В автоматически выполняемой последовательнос­ти поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации. 3) Реакция на панику выражается в виде инстинк­тивных защитных движений, которые, однако, не соот­ветствуют объективным требованиям защиты. 4) Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники — это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуаль­ные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или вре­менно повышают возможности появления опасной ситу­ации или несчастных случаев, но это, однако, не означа­ет, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно вызывающих опасность.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного чело-века. Основными механизмами формирова­ния толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция — нарастающее обоюдо-направленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы — ее лег­кую превраща-емость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения проис-ходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная мас-совой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника — один из видов поведения тол­пы. Психологически характеризуется состоянием мас­сового страха перед реальной или воображаемой опас­ностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рацио-нальной оценки об­становки, мобилизацию волевых ресурсов и организа­цию совместного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую тол­пу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

Выделяются социально-ситуативные условия возник­новения массовой паники, связанные с общей обстанов­кой психиче-ской напряженности, вызывающей состоя­ние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.), общепсихологические ус­ловия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия), физиоло­гические условия (усталость, голод, опьянение).

Законы групповой психологии необходимо учиты­вать при анализе опасных ситуаций. Психологическая наука дает некоторые рекомендации по коррекции пове­денческих реакций человека и действиям в чрезвычай­ных ситуациях.

 

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Лекция по Безопасности жизнедеятельности