Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- 1.2 Основные понятия и определения БЖД
- 1.3 Опасность, номенклатура опасностей, таксономия опасностей
- Тема 2: Концепция приемлемого (допустимого риска)
- 2.2. Управление риском. Системный анализ безопасности.
- 2. 3. Анализ причинно-следственных связей между реализованными опасностями и причинами.
- 2.4.Логические операции при системном анализе безопасности.
- Тема 3: Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
- 3.2 Методы обеспечения безопасности. Классификация. Определения
- 3.3 Основы управления безопасностью деятельности
- 3.4 Функции управления БЖД
- Тема 4: Психология БЖД (антропогенные опасности)
- 4.2. Психические процессы и состояния.
- 4.3. Особые психические состояния.
- 4.4. Мотивация деятельности
- Тема 5: Социальные опасности
- Тема 6: Экологические опасности
- 6.2 Источники экологических опасностей
- 6.3 Тяжёлые металлы
- 6.4 Пестициды
- 6.5 Диоксины
- 6.6 Серы, фосфора и азота
- 6.7 Фреоны
- 6.8 Продукты питания
- Тема 7: Природные опасности
- 7.2 Литосферные опасности
- 7.3 Гидросферные опасности
- 6.4 Атмосферные опасности
- 7.5 Космические опасности
Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСТНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ)
1. Предмет и задачи психологии безопасности как научной дисциплины.
Психология — это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.
Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности. Она возникшая на рубеже ХГХ-ХХ вв.
Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. По целям и задачам близка к инженерной психологии эргономика, возникшая в середине XX в. Психология безопасности, зародилась в начале XX в. в рамках психологии труда. ЕЁ объектом как науки являются психологические аспекты деятельности; предметом — психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности. Психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Её можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий. Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев.